Флоренция-жемчужина Тосканы Городские легенды

Флоренция, одна из известных мировых столиц искусства, открыта для туристов. Музеи, дворцы, площади, церкви и базилики, скульптуры и статуи, фрески…Разве все перечислишь! Она завораживает, зачаровывает, околдовывает!

Есть в ней и таинственные уголки, которые редко показывают туристам. Я познакомлю вас с некоторыми из них.

1.«Importuno»

Палаццо Веккио (Palazzo Vecchio) стоит себе у всех на виду в самом сердце Флоренции.

С ним связана городская легенда. Недалеко от via della Ninna на стене Палаццо можно увидеть мужской профиль, выбитый в камне. Считается, что его автором был сам Микеланджело Буонаротти.

Есть две разные версии появления этого изображения.

Первая гласит. Один горожанин очень любил, встретив Маэстро, остановить его и донимать рассказами о своих финансовых проблемах. Делал он это столь часто, что смертельно надоел Микеланджело. Однажды у Маэстро оказались с собой инструменты. Делая вид, что слушает жалобщика, Микеланджело прислонился к стене спиной и выбил на ней портрет того, кого сами флорентийцы называют «Importuno», что в переводе означает «назойливый». Хотя кое-кто считает, что Микеланджело изобразил самого себя.

Вторая версия утверждает, что однажды Микеланджело стал свидетелем гражданской казни. Наказание заключалось в том, что человека выставляли на всеобщее обозрение, привязав руки и голову между двумя деревянными балками. Любой, проходящий мимо, мог его унизить и даже ударить. Лицо приговоренного страдальца столь поразило Маэстро, что он изобразил его прямо на стене Палаццо Веккио.

У обоих вариантов легенды есть ярые поклонники, а какая нашла отклик в вашей душе, решайте сами))

2.Колонна Croce al Trebbio

Недалеко от площади Санта-Мария -Новелла (piazza Santa Marai Novella) на пересечении трех улиц  Via delle Belle Donne, Via del Moro, Via del Trebbio стоит колонна Croce al Trebbio, возведенная в 1338 году в память о кровопролитном сражении, которое произошло в 1244 году между рыцарями Святой Марии под командованием инквизитора Pietro da Verona (возведенного позднее в сан Святого Pietro Martire), и еретиками Patorini, понесшими сокрушительное поражение. И хоть это исторический факт, легенда рассказывает нам другое.

 

 

Говорят, в давние времена на месте, где сейчас стоит колонна, стоял палаццо, принадлежавший одному знатному флорентийскому роду. К прискорбию, род этот в силу каких-то причин прервался, и здание перешло к наследникам.

В первую же ночь они услышали звук вставляемого в замочную скважину ключа. Затем дверь открылась, и на лестнице послышались шаги, сопровождаемые страшными ругательствами. В столовую вошел высокий, великолепно одетый мужчина с бледным лицом и горящими глазами. Он набросился на слуг, ругая их за отсутствие ужина.

Наследники в страхе бежали из дома, который затем еще несколько раз менял хозяев. Ко всем им ночью являлся не званный гость, пугавший их до полусмерти. Если кто-то из новоявленных жильцов оставался ночевать в палаццо, утром его находили мертвым, или смерть настигала его через пару дней.

Вскоре желающих поселиться в великолепном дворце не осталось. Даже жители соседних домов предпочли убраться восвояси.

Жил во Флоренции один набожный человек, имевший семью и восьмерых детей, и лишившийся крова. Он поселился в этом здании с согласия муниципалитета, ибо жить ему было негде. Зная историю дворца, он взял с собой святую воду, изображения святых и ладан. Войдя в дом, он первым делом обошел его с молитвами, обрызгивая стены святой водой.

В первую же ночь явился призрак, но он не смог подняться по лестнице, так как дом был освящен.

На следующий день бедняк вновь освятил здание святой водой, а в найденной домовой церкви приглашенный священник отслужил заупокойную мессу по привидению. Дети нового владельца особняка играли в саду и нашли разбитое на куски Распятие. Они с молитвами сложили его и принесли в дом. В этот момент в комнате появилась женщина под вуалью. Она рассказала детям о том, кто же являлся по ночам во дворец и пугал всех.

Это был первый хозяин дома, одержимый страстью к азартным играм. Как-то он вернулся домой, проигравшись в пух и прах. В порыве злости он схватил Распятие и с ругательствами выбросил его из окна в сад.

Через какое-то время, почувствовав свой смертный час, он собрал имеющиеся у него драгоценности и закопал их в саду.

«Любите Бога, как вы любите его сейчас, и вы найдете спрятанные сокровища», — сказала женщина детям и исчезла.

Отец семейства, узнав о видении, решил, что это сама Дева Мария являлась в их жилище.

В полночь дух прежнего хозяина вновь появился в доме. «Это я разбил Распятие, и за это проклят!».

В этот момент священник совершал мессу в придомовой церкви. Он брызнул святой водой на призрака. Раздался гром, и стены дворца стали рушиться на глазах, превратившись в груду камней. Только крест возвышался среди обломков.

Когда на следующий день бедняк с семьей стал разбирать камни, то под крестом они обнаружили клад, спрятанный прежним владельцем. Бедняк превратился в богатого человека. В память о том событии, он установил колонну на месте ужасного дома.

3.Незаконченный палаццо 

На пересечении улиц Via del Corso и Via del Proconsolo стоит здание, с которым связана еще одна легенда.

Жили были во Флоренции два друга. Пришел смертный час к одному из них, и он ушел, оставив на попечение своего друга Алессандро Строцци единственного сына. Юноше по смерти отца досталось огромное состояние, которое он начал транжирить, несмотря на данное отцу слово жить с умом. Он пристрастился к азартным играм и игнорировал советы своего наставника. Дьявол обольстил незрелого юнца, и тот заключил сделку, по которой нечистый 100 лет обязался помогать юноше в игре, а тот взамен пообещал отдать ему свою бессмертную душу. Много заданий выполнил нечистый, и в конце концов он так надоел молодому человеку, что тот решил от него избавиться. Но не знал как.

А тут еще и любовь подоспела. Ею оказалась дочка наставника Алессандро Строцци, которому, как вы понимаете, очень не понравилось идея заполучить такого непутевого зятя. Он поставил условие, по которому отдаст свою дочь, если молодой человек за год отстроит палаццо на углу Via dei Proconsolo.

Молодой человек понимал, что без дьявольской поддержки ему не обойтись, и он обратился вновь за помощью у нечистому. Если дворец будет построен так как велит юноша, то бес будет свободен. Если же условия не будут выполнены, их договор теряет всякую силу.

И дьявол начал строительство. Жители города удивлялись, с какой быстротой возводилось здание. А его строили переодетые в рабочих черти.

Когда встал вопрос о том, как украсить дом, юноша велел черту нарисовать изображение Троицы, Святого Семейства и Девы Марии над входом в здание. Это рисунок должен повторяться над каждой дверью внутри палаццо. Потолки следует расписать изображениями святых. «Моя будущая жена крайне набожна, и я хочу сделать ей приятное!»

Разъярившийся бес прокричал зычным голосом:»Пошел к дьяволу со своими святыми!»
Раздался удар грома, и черт, превратившись в сову, вылетел через окно, с воплем:»Non finito!», что значит «Не закончен!».

Говорят, иногда на крыше дома видят сову, которая кричит: «Non finito! Non finito!».

Palazzo Nonfinito

4. Diavolino del Giambologna

Diavolino del Giambologna

На пересечении via Vecchietti и via degli Strozzi стоит палаццо, построенный в 1578 году и названный так в честь владельца Бернардо Веккьетти (Bernardo Vecchietti). Угол здания украшает бронзовая фигурка, называемая «Чертенок Джамболонья» (Diavolino del Giambologna).
Владелец здания, Bernardo Vecchietti, заказал эту бронзовую фигурку самому Джамболонья, Джованни да Болонья (Giambologna, Giovanni da Bologna), с которым был на дружеской ноге и выступал в роли его мецената, и который проживал в его предыдущем доме долгое время.

Бронзовая фигурка была изготовлена с одной стороны для защиты от темных сил, а с другой в честь памятного события, произошедшего на этом углу в 1245 году.

Доминиканский монах, Питер Верона, позже ставший святым San Pietro da Verona, как-то проповедовал во Флоренции. В один прекрасный день, когда он выполнял свою миссию на Старом рынке ( ныне это площадь Республики), вдруг откуда ни возьмись появился несущийся черный конь, который своим появлением прервал проповедь монаха. Петр сразу понял, что это может быть только работой Дьявола, который появился в образе четвероногого, чтобы помешать ему. Смелый монах не дрогнул. Подняв в верх руку, он осенил коня в воздухе крестом. Это прервало его бег, заставило отступить и бежать прочь до того угла, где сейчас стоит палаццо Vecchietti и там исчезнуть в облаке серы. Этот эпизод изображен на фреске фасада Logia del Bigallo  на площади Сан — Джованни.

Фреска на фасаде здания Loggia del Bigallo на площади San Giovanni, изображающая момент изгнания Дьявола в образе коня

На самом деле маленькая бронзовая скульптура на здании Palazo dei Vecchietti является сатиром, мифологической фигурой, наполовину человеком и наполовину козлом. В Христианской традиции сатир ассимилировался с лукавым. Джамболонья изготовил двух сатиров и хотел обоих разместить по углам здания в знак благодарности своему покровителю. Он заявил:» Этот дворец принадлежит знаменитому Бернардо Веккиетти, меценату искусства. Он три года укрывал здесь скульптора Giambologna, когда тот пришел во Флоренцию».
Один из двух сатиров был прикреплен на фасаде дворца, другой на здании напротив, так же принадлежавшее Веккиетти. Простой флорентийский люд, далекий от аллегорий, назвал перекресток «Песней дьяволов».

Оригинал Diavolino del Giambologna хранится в музее Бардини  на углу Piazza dei Mozzi.

P.S. Джамболонья создал множество шедевров. Покажу только два из них.

«Похищение сабинянок»,  Джамболонья,  Лоджия Ланци галерея Уфиццы

 

Аллегория Аппенин,  Джамболонья, Вилла Пратолино, 1580 г.

 

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

6 комментариев к записи “Флоренция-жемчужина Тосканы Городские легенды”

  1. Тамара:

    Да, легенды,как часть жизни и истории страны, насыщены и информацией и фантазией людей,живших в те и последующие времена, всё это переплетено в единое гармоничное целое и всё это очаровывает и увлекает не меньше реально существовавших событий.
    Для меня всё было ново и интересно, потому что хотя я читала о Флоренции, о её замечательных художниках и скульпторах, о поэтах Данте и Петрарке, но это были факты биографий знаменитых и гениальных творцов, создававших славу Флоренции, но аура города включает и творения простых жителей, а это как раз и есть- легенды.
    Теперь мои представления о Флоренции будут чуть ярче и полнее. Огромное спасибо, милая Леночка!

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Очень точно подмечено, Томочка! Истории, родившиеся в народе, как-то приближают к сегодняшним дням давно ушедшие события.

    [Ответить]

  2. Елена Картавцева:

    Поразительно, что ни здание во Флоренции, то практически у каждого богатая история, причем, с разными мистическими особенностями. Спасибо,Леночка, за интересную статью, дополненную фотографиями. Жаль, что не могу увидеть все это наяву, но благодаря тебе совершила небольшое виртуальное путешествие.Рада, что ты опять начала радовать нас своими чудесными рассказами об Италии.

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Спасибо Леночка!!! Как бы я хотела показать вам все это наяву…

    [Ответить]

  3. Наташа:

    Елена, путешествуя с Вами по Италии, поняла, что у каждого итальянского замка есть свой призрак. А замков в Италии очень много… Вот всё-таки очень интересно — раз столько легенд о призраках существует, должно быть, существуют и сами призраки.

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Увы, Наташа, не у каждого)) В Сант-Арканжело, почему-то ни легенд, ни призраков нет))

    [Ответить]

Оставить комментарий