Замок Градара

Замок Градара, стоящий на границе двух регионов Марке и Эмилья Романья, известен тем, что здесь по преданию произошла история, пережившая века и воспетая великим Данте Алигьери, давшая пищу воображению не одному поколению художников, скульпторов и музыкантов. Это трагическая история любви Франчески да Полента из Римини и Паоло Малатеста. Но и сам замок с его богатейшей историей заслуживает рассказа.

А для меня это любимое место, с которого началось знакомство с Италией, куда в первый же день по приезду мы с моим будущим мужем поехали отмечать встречу с близкими друзьями Олей и Сандро в прелестный старинный ресторан «MASTIN VECCHIO» (СТАРЫЙ МАСТИН), названный так в честь первого владельца Градары Малатеста да Веруккио, прозванного “Столетним”, отца-основателя рода Малатеста из Пезаро.

restoran-Mastin-Vecchio-v-Gradare-1

Restoran-Mastin-Vecchio-v-Gradare

Ресторан “Mastin Vecchio”

Замок на высоченном холме виден издалека, с автострады, но его истинные размеры открываются только при приближении. Он огромен, и я помню, что слова замерли у меня на губах, когда выйдя из машины на парковке, я пыталась взглядом охватить его, мой первый в жизни замок. Градара в вечерней подсветке ошеломляет и покоряет навсегда, ибо сколько бы раз я не возвращалась сюда, привыкнуть к этому творению рук человеческих у меня так и не получилось.

Замок Градара

zamok-Gradara

Величественные стены Градары

Gradara

karta-zamka-gradara

План замка Градара

bashnia-s-chasami-v-gradare

На входе внутрь крепостных стен

v-zamke-gradara

Ваша покорная слуга в Градаре

Итак, вперед, на экскурсию по Градаре.

Пройдя под аркой с часами, вы попадаете на маленькую площадь, где есть исторический музей, в котором есть страшная экспозиция пыточных инструментов. Ориентиром служит стоящий у дверей рыцарь в латах.

Шок начинается прямо на входе. Рядом с сидящей бабушкой, продающей билеты, стоит настоящая гильотина с приставленной корзиночкой, в которую падает отрубленная голова. Начало впечатляющее!

А дальше чего только нет. Атрибуты для адских пыток над нежной человеческой плотью представлены во всем разнообразии. Становится не по себе, как только подумаешь, что эти экспонаты использовали на живых людях, именно вот эти, лежащие на витрине под стеклом. Весь их заржавленный вид просто вопиет об этом. Из забавного, если это можно считать забавным, повеселили женские и мужские “пояса верности”. Как ЭТО можно было носить в отсутствие нижнего белья, в жару и холод, без возможности снять и элементарно вымыться, я не представляю. Хотя, впрочем, они ведь и не мылись тогда…А в походе в этой штуке еще ведь и сражаться нужно было, между прочим.

vozle-museja-pitok-v-Gradare

Такая вот рекламная акция музея 🙂 Хотите, можете попробовать…

rizar-na-vhode-v-musei-pitok-Gradara

Рыцарь на входе в “Музей пыток”

ghiliotina-v-musee-gradara

Вот она, во всей красе((

А это обещанные “пояса верности”-женский слева, справа-мужской, 13 век

Замок Градара

Замок Градара

muzei-pitok-v-Gradare

Некоторые страшилки

muzei-pitok-v-Gradare-1

Устройство для “закрепления головы” в шейном отделе…бррр

Все, больше фотографий из музея ставить не буду и в подвалы не поведу. С облегчение покидаем стены музея, с радостью смотрим на солнышко, радуемся жизни и свободе.

Поднимаемся вверх по улочке к внутренней стене, окружающей замок. Справа и слева идут крошечные сувенирные магазинчики, от которых у мальчишек, что маленьких, что взрослых, глаза разбегаются. Фигурки рыцарей пеших и на коне, крошечных в виде солдатиков и в полный человеческий рост, шлемы, сабли…Чего здесь только нет!

А мне нравится разглядывать таблички, которые крепят на двери. “Осторожно, злая собака!”. Они иногда очень смешные, и всегда здесь есть что-то новенькое.

Gradara-zamok-prasdnestva-14

magazimchik-v-gradare

magazin-v-Gradare

“Внимание, злая собака!” “Осторожнее, кот!”

Вот и вторая крепостная стена, билетная касса на входе, но мы сначала заглянем в крошечную церквушку Святого Иоана Крестителя справа от входа.

vhod-v-zamok-gradara

Вход в замок, билетная касса

Дата ее основания неизвестна. Источники говорят, что в 1312 году Пандольфо Малатеста, получивший замок по наследству от отца своего, Малатеста да Веруккио, восстановил ее практически из руин.

cherkov-San-Giovanni-Batista-v-Gradare-1

dver-Gradara-zamok

cherkov-San-Giovanni-Batista-v-gradare

Церковь Святого Иоана Крестителя в Градаре.

Она маленькая и очень уютная. В ней находятся несколько удивительных вещей, подобных которым я не встречала. Посмотрите на фотографию ниже. Это вырезанные из дерева, а затем раскрашенные сцены из Евангелия, как эта, например, “Снятие с Креста”, датируемые 13 веком.

Замок Градара

“Снятие с Креста”, датируемые 13 веком.

komnata-pitok-v-Gradare

Пыточный подвал замка Градара

А теперь берем билет и приступаем к осмотру замка. Как честно предупреждала выше, сначала спускаемся в замковый подвал. Здесь допрашивали и пытали узников. Слева в углу под потолком веревки висят, видите? Это дыба. А под ней чурбачок-плаха. Поверхность у нее черная и словно залакирована от крови. В момент осознания этого ноги становятся ватными. Я, конечно же, попалась на эту штуку. Муж меня разыграл, смотри, говорит, сколько крови впиталось в дерево! Вот ведь какой! Ну, я ему и ответила. “Подержи,-говорю, сумку!” Встала на колени у плахи и голову на нее положила. Ведь интересно же! И как он на мне после этого женился, даже и не знаю 🙂

Справа на фото светится глубокий колодец, покрытый решеткой. В нем держали опасных пленников, которые могли бы бежать. Только это утопия. Убежать отсюда невозможно.

А это мы уже внутри, в замке, поднимаемся на галерею второго этажа, чтобы приступить к осмотру.

zamok-gradara-galereja

Галерея в замке Градара

komnati-zamka-gradara

Залы Градары

zal-soveta

Зал Совета (Sala di Consiglio)

sal-v-zamke-Gradara

Зал Сигизмондо и Изотты

Palla-Robbiana-Gradara

Майолика Пала Робийана (Palla Robbiana) работы Andrea della Robbia, 1480-90 г.

Удивительная Palla Robbiana (размер основания 182 см, высота 215 см.) из терракоты, покрытая глазурью, выполненная в период 1480-90 года, являющаяся поистине шедевром Градары, чудом уцелевшая во всех войнах и грабежах, произошедших за 600 лет.

В этой комнате жила Лукреция Борджиа, обожаемая дочь папы Александра VI Борджиа, и мой любимый персонаж, которую в 14 лет выдали замуж за Джованни Сфорца, герцога Пезаро, влиятельнейшего сеньора, брак с которым был очень нужен Папе для укрепления своего престола.

komnata-lukrezia-bordgia-v-Gradare

Комната Лукреции Борджиа

Когда через три года надобность в союзе с семьей Сфорца отпала, Александр VI вынудил Джованни Сфорца подписать согласие на развод с Лукрецией с унижающим его достоинство мотивом-мужское бессилие. Деваться герцогу было некуда, брак все равно мог быть расторгнуть волей Папы Римского, но семья Сфорца в этом случае должна была бы вернуть приданое Лукреции.

Оскорбленный герцог жестоко отомстил. Именно ему приписывают пущенный слух об инцесте между отцом и дочерью. Сюда же приплели Чезаре Борджиа (герцога Валентино), ее единокровного брата, якобы любившего свою красавицу сестру далеко не платонической любовью. Но это уже совсем другая история.

Герцогу Сфорца на память остались фрески, изображавшие красавицу Лукрецию и пухлых амуров, выполненных в честь бракосочетания именитых молодоженов художником Francesco Zaganelli. Часть фресок была безвозвратно утрачена во время бесконечных переделок замка, а те, что сохранились, пострадали от времени, а не потому что герцог от злости забрасывал их гнилыми фруктами. Замок был лакомым куском и переходил из одних рук в другие. Удивительно, что хотя бы это осталось.

fresca-Lucrezia-Borjia-Gradara

Предположительно Лукреция Борджиа

freski-Gradara

freski-Gradara-3

freski-Gradara-2

Паоло и Франческа

«Любовь, любить велящая любимым,

Меня к нему так властно привлекла,

Что этот плен ты видишь нерушимым.

Любовь вдвоем на гибель нас вела…»

Данте Алигьери «Божественная комедия»

Грустная это история и не только своим печальным концом. Когда начинаешь изучать то или иное событие, по-другому начинаешь смотреть на некоторые вещи.

Как вам, например, идея выйти замуж по доверенности? Это когда вас сосватал без вашего согласия отец, а потом за вами приехал не сам будущий муж, а его брат, чтобы жениться на вас по доверенности. А вы ни сном ни духом об этом не знаете, и его, законного, вы увидите уже в спальне в тот самый момент, когда будете ожидать красавца, с которым вас только что повенчали.

Так получилось с прекрасной Франческой. Выходила замуж за красавца Паоло, а как оказалось потом, он был  родным братом мужа,  Джованни Малатеста или Джанчотто, настолько безобразного, да к тому же еще увечного, носившего прозвище”Хромой”. Вот ведь как судьба распорядилась. Два родных брата, а настолько разные.

А девушку просто обманули. Отцы порешили, что если она до свадьбы увидит мужа, то никогда не скажет “ДА”, а потом назад уже ходу не будет.

В такие минуты и помянешь добрым словом Розу Люксембург и Клару Цеткин, отстоявших наше право на личное женское счастье.

comnata-Francesca-v-Gradare

Бедная Франческа полюбила прекрасного Паоло, и любовь эта была взаимной, а шансов на счастье у влюбленных не было никаких, ибо Паоло уже имел семью. На фото вы видите комнату, где произошло трагическое событие.

История гласит, что Паоло часто наведывался в замок, и в одну из встреч, когда влюбленные, сидя рядышком, читали романтическую историю “О рыцаре Ланселоте”, руки их сплелись и произошло то, что и должно рано или поздно произойти между двумя влюбленными. Говорят об одном единственном поцелуе, но кто знает, что было на самом деле, когда неожиданно в комнату в сопровождении слуг вошел законный муж, который якобы куда-то прежде уехал. Он убил обоих, сначала ее, закрывшей своим телом возлюбленного, а затем его, пытавшегося уйти через люк в полу. Но злосчастный гвоздь, за который зацепилась одежда, решил судьбу Паоло.

У вас повернется язык упрекнуть несчастных влюбленных? У меня нет. Как, впрочем, и мужа. Честь Малатеста требовала смыть оскорбление кровью, даже если предавший твой единокровный брат.

Крошечная Конкордия, дочь Франчески, выросла без матери. Не думаю, что от ребенка скрыли страшную судьбу родившей ее женщины, всегда найдутся доброхоты, и тогда понятно почему она очень рано ушла в ею же основанный монастырь сестер Клариссы Сантарканжело.

Произошли эти события по исследованиям ученых где-то в 1289 году, ибо после этой даты имя Паоло больше не упоминается в семейных хрониках. А о Франческе была найдена единственная запись, сделанная 20 лет спустя в завещании Малатеста да Веруккио в 1311 году “OLIM DOMINA FRANCISCHA” (Покойная женщина Франческа). Где они были похоронены, никто не знает. Возможно в одной из “волчьих ям” замка.

Разумеется никакого наказания Джанчиотто не понес, а вскоре женился вторично.

Данте Алигьери узнал об этой трагической истории из первых рук, от отца Франчески Гвидо Миноре, когда будучи в ссылке жил в его доме в Равенне. Так и родилась одна из трогательнейших и печальных страниц итальянской литературы.

Ее обессмертили великие русские композиторы П.И.Чайковский и С.В.Рахманинов, а некоторые художественные полотна из огромного наследия вы увидите в конце статьи.

Gustav-Dore-Paolo-i-Francesca-2

Иллюстрация Гюстава Доре к “Божественной комедии”

Праздники

Раза два-три за лето в  Градаре устраивают красивые праздники, воссоздающие времена средневековья. Начинаются они рано утром. По сохранившимся летописям разыгрываются настоящие баталии, в которых принимают участие любители истории, проживающие в Марке.

Это обычные люди, энтузиасты, тщательно изучающие быт того времени, создающие костюмы эпохи-военное обмундирование и оружие, женское платье. Помимо этого приглашаются музыкальные коллективы, исполняющие средневековую музыку на старинных инструментах, разыгрываются спектакли с участием профессиональных актеров, а вечер заканчивается обязательным салютом.

 

Gradara-zamok-prasdnestva-1

Gradara-zamok-prasdnestva-4

Gradara-zamok-prasdnestva-6

Gradara-zamok-prasdnestva-9

Gradara-zamok-prasdnestva-8

Gradara-zamok-prasdnestva-15

Gradara-zamok-prasdnestva-16

Gradara-zamok-prasdnestva-17

Gradara-zamok-prasdnestva-19

Gradara-zamok-prasdnestva-10

Поделюсь с вами любимым местом, где можно очень хорошо поесть, ведь проведя целый день на свежем воздухе, вы проголодаетесь. Здесь есть небольшой уютный ресторанчик. Он находится с внешней стороны стены на выезде и называется “Cantina Degli Armigeri”.

В хорошую погоду можно сесть на веранде, с которой открывается замечательный вид, или расположиться в саду среди деревьев. А в непогоду так уютно посидеть внутри, потягивая хорошее вино и смотреть на огонь в камине, и слушать как шумит ветер в ветвях оливковых деревьев.

Что здесь нужно обязательно попробовать, так это приготовленного в печи кролика (porchetta di coniglio). Поскольку мы ходим сюда полакомиться исключительно этим блюдом, в чем и были уличены владельцем ресторана, то мне однажды удалось выведать рецепт. Раскрываю секрет, но предупреждаю сразу, что так, как это делают здесь, все равно не получится, даже если у вас и имеется в наличии настоящая дровяная печь.  Рецепт приготовления кролика в духовке

restoran-v-Gradare-Cantina-Degli-Armigeri

Cantina Degli Armigeri в Градаре. Вид с крепостной стены

restoran-v-Gradare-d

cantina-di-Armigeri-v-Gradara

Внутри ресторана “Cantina Degli Armigeri”

Адрес ресторана “Cantina Degli Armigeri” в Градаре: via Cappuccini, 9 Gradara тел. +39 0541 964127

Часы посещений замка Градара.

Понедельник 8.30-14.00 ( касса закрывается в 12.30)

Вторник-воскресенье 8.30-19.15 (касса закрывается в 18.00)

Стоимость 4 евро.

Закрыто : 25 и 31 декабря

Группы в сопровождении гида в составе не менее 30 человек по предварительной записи.

Уточнить информацию можно на сайте www.castellodigradara.org

steni-Gradara

gradara-stena

Вид на замок Градара с парковки

progulki-po-stene-Gradara

Пешеходная дорожка для прогулки по стене Градары

chiasi-i-bashnia-v-zamke-gradara

Часы на башне замка Градара

P.S. В первый визит в замок мы задержались внутри надолго. Хотелось все-все рассмотреть и не упустить ни одной детали, и уже стемнело, когда  мы вышли на открытую террасу на стене замка, смотрящую на Марке и Эмилью Романью, расстилавшихся далеко внизу и мерцавших разноцветными огнями до самого моря.

И вдруг совершенно явственно возникло чувство, что когда-то я уже стояла здесь, на высоте, кутаясь в плащ и вздрагивая от пронизывающего холодного осеннего ветра, провожая взглядом удаляющуюся мужскую фигуру, растворяющуюся в наползающих сумерках уходящего дня.

Какое странное déjà vu.

С тех пор иногда во сне мне видится исчезающая в ночи дорога и спина пригнувшегося к лошади всадника, куда-то уезжающего от меня. Кто ты, обернись, хотя бы на мгновение однажды, дай увидеть твое лицо!…

paolo-e-francesca

Gustav-Dore-Paolo-i-Francesca

Рисунок Гюстава Доре к “Божественной Комедии”. Паола и Франческа в аду

isobrajenie-v-zamke-Gradara

Рисунок на стене в Градаре

PAOLO_I_FRANCESCA

Koch,-Paolo-i-Francesca,-1805

Паоло и Франческа, Кох, 1805 год