церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie)

 Прогулки по Милану – день третий

К моему третьему дню пребывания в Милане я начала готовиться заранее, еще в Пертикаре.

Хорошо, что догадалась предварительно покопаться в интернете, иначе не видать бы мне Леонардовской «Тайной вечери» как своих ушей.

В трапезную монастыря церкви Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie), где находится изображение, можно попасть только по предварительной записи по телефону. Мне повезло – нашлось местечко в группе через три дня.

Говорят, иногда своей очереди на посещение приходится ждать и месяц, и два.

От меня потребовали все паспортные данные с адресом и датами, и попросили сразу же произвести оплату кредитной картой.

Затем предупредили, что я должна приехать за 15 минут до начала посещения. Опаздавших с другими группами не пускают. А на визит отводится только 15 минут.

Такие вот строгости…

Позже я стала свидетелем сцены, когда итальянские туристы пытались уговорить кассира продать им билет за двойную цену, чтобы пройти в тот же день. Но, увы, запись существует сама по себе, а кассир только выдает билет по длинному номеру, который мне надиктовали по телефону после оплаты.

Это правила, обеспечивающие безопасность шедевра Леонардо да Винчи.

Теперь понимаете, почему я поднялась не свет ни заря и за час до назначенного времени уже сидела на скамеечке возле монастыря.

Желтое двухэтажное здание в глубине-вход в трапезную. Отсюда начинается экскурсия

 

церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie), с другого ракурса

Осмотреть саму церковь Санта-Мария делле Грацие я решила после.

А вот немного погулять вокруг можно, есть немножко времени.

Обходя собор по периметру,  я увидела вход во внутренний дворик церкви.

Замкнутое пространство портиков, цветущие кусты…В самом центре – низкий фонтанчик со смешными фигурками лягушек, у которых изо рта которых вытекают струйки воды…

Картина дышала таким покоем, что пройти мимо было невозможно. Я вошла внутрь и села на парапет, окружающий дворик, прислонилась затылком  к шероховатой, нагретой утренним солнцем, старой колонне, вытянула ноги, закрыла глаза. Какая тишина, только слышно тихое журчание воды да щебет птиц…

Крошечная обитель мира и покоя в самом центре нервного и суетливого Милана. Это казалось невероятным.

Вот так совершенно неожиданно я обрела любимое местечко.

Монастырский дворик церкви Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie)

За 15 минут до назначенного времени я стояла с группой туристов у турникета на входе в  трапезную и рассматривала фотографии на стенах.

Думаю, что и без моих слов вы догадались, что ни о какой фотосъемке и речи быть не могло, контроль очень жесткий.

Да это и понятно.

Изображение  разрушается…

Зачем Леонардо понадобилось писать его в новой, отличной от принятой тогда, технологии, кто сейчас ответит?! И то уже чудо, что оно не погибло во время англо-американской бомбежки во вторую мировую войну. Ведь свернуть-то и перевезти на сохранение картину невозможно, «Тайная вечеря» написана на стене…

Мы вошли в большой зал без окон (они были заложены во время последней реставрации, чтобы солнечный свет не разрушал краски).

Вот она, самая известная работа Леонардо…

Во всю стену, с фигурами, изображенными в полный рост.

Такое чувство, что ты смотришь в большое окно, а за спиной у Иисуса находится комната.

“Тайная вечеря” Леонардо да Винчи ( “Ultima cena” )

Словно подернутая дымкой или тончайшей кисеей, местами осыпавшаяся, она словно истаивает, как снег на мартовском солнышке.

Леонардо начал создавать ее в 1495 году по заказу герцога Людовико Сфорца (Ludovico il Moro Sforza).

Он писал ее в технике, которая, по сути, не является фреской, потому что фрески пишут по мокрой штукатурке.

А здесь была использована техника писания маслом и темперой по сухой штукатурке. Картина была создана всего за три года, но уже в 1517 году краски стали отслаиваться от накапливающейся влаги.

Ее пытались укрыть занавесом от сырости, но ткань только царапала красочный слой.

В 1557 году биограф художника Вазари писал, что картина настолько разрушена, что уже с трудом различаются фигуры.

В 1652 году прямо в росписи была проделана дверь, представляете?..

Ее потом заложили, но следы этого вандализма видны.

С 1726 года начинаются попытки спасти шедевр от гибели, но каждая последующая реставрация только наносила ему  вред.

Когда в 1796 году Милан захватил Бонапарт, в трапезной устроили склад оружия, а французские солдаты закидывали картину булыжниками и выковыривали глаза Апостолам, забравшись на приставные лестницы. И как у них руки не отсохли?

Потом они превратили трапезную в тюрьму.

После ухода французов снова начались попытки реставрировать и спасти изображение, его и  дописывали, и лаком покрывали.

Поневоле задумаешься: а что тут собственно от Леонардо осталось?

15 августа 1943  во время англо-американской бомбежки трапезная была разрушена, и как осталась целой “Тайная вечеря” один Господь знает. Возможно еще и благодаря тому, что вся стена была завалена доверху мешками с песком, чтобы не допустить ее вибрации и осыпания красок.

Досталось «Тайной вечере», что и говорить.

церковь Санта Мария делле Грацие после англо-американской бомбежки, 1943 год

Только в  1977 году начались работы по очищению изображения от всех неудавшихся реставраций,  консервация и восстановление, длившиеся 21 год.

А еще гуляет в народе легенда, что якобы Леонардо изобразил рядом с Иисусом только 11 Апостолов, а двенадцатой написал…Марию Магдалену. Много раз я слышала об этом, и, конечно же, задала вопрос хранителю музея – правда ли это?

«Нет, это вымысел. На картине изображены все 12 Апостолов. Нет там Марии. Это юный Джованни так красив, что его принимают за женщину».

На следующий день в Пинакотеке Брера (Pinacoteca di Brera) я нашла изображение Джованни.

Он действительно был очень юн и красив, совсем как девушка. Но сделать фотографию было не возможно :-(( К сожалению, и в интернете не нашлось этого полотна.

На противоположной стене трапезной расположена фреска «Распятие Христа» Джовани Донато да Монторфано (Giovani Donato da Montorfano) , созданная в 1495 году. Существует мнение, что к ней тоже приложил руку Леонардо. Но эти две работы настолько отличаются друг от друга, что в этом возникают большие сомнения.

Здесь нет той перспективы, создающей полную иллюзию объемного пространства, как в “Тайной вечере”.

Эта фреска тоже чудом уцелела во время бомбежки. А вот портреты герцогской семьи Сфорца, написанные Леонардо в той же технике, что и “Тайная вечеря”, погибли вместе с прекрасной монастырской библиотекой.

фреска «Распятие Христа» Джовани Донато да Монторфано (Giovani Donato da Montorfano) , 1495

Координаты для желающих посетить музей.

Телефон для записи на посещение “Тайной вечери” (“Cenacolo Vinciano”)

Оператор (+39) 02 92800362 Fax (+39) 02 92800362

Время работы музея с 8.00 до 19.00  вторник-суббота

Последний вход в 18-45.

Закрыто 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билета 12 евро.

А теперь можно и церковь посетить.

А теперь можно и церковь посетить.

Церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie) была построена братством доминиканцев в период с 1463 по 1469 годы на земле, подареной ордену по приказу герцога Людовико иль Моро Сфорца (Ludovico il Moro Sforza). Она предназначалась для семьи Сфорца в качестве семейной усыпальницы.

Молодая жена герцога, прекрасная Беатриче Д`Эстэ (Beatrice d`Este) умерла во время родов.

Ее похоронили именно здесь. Гробница была выполнена Кристофоро Солари и предназначалась для обоих супругов.

Нов жизни все получилось иначе. Людовико Моро умер во Франции в плену после разгрома в Новаре ( Италия), и гробница была сначала рассечена надвое, а затем перенесена в Павию (Pavia) в Кортезианский монастырь.

Гробница Людовико иль Моро Сфорца и Беатриче д`Эстэ в Павии (Чертоза) в Кортезианском монастыре

А теперь побродите по церкви, полюбуйтесь на одну из самых важных церквей Милана. 

Внутреннее убранство купола церкви Санта Мария делле Грацие

 

 

 

 

Современное захоронение в семейной усыпальнице (tomba)  

 

Выйдя из церкви я решила заглянуть в музей, о котором так много слышала.

Называется он  “Национальный музей науки и технологий Леонардо да Винчи”.

Но войдя внутрь и увидев план экспозиции, стало ясно, что быстро не получится. Нужен целый день.

Решено, посвящаю ему  завтрашний день, а сегодня погуляю немного по городу, просто так.

Я  брела по ставшим уже такими знакомыми улицам центра Милана, заглядывая по дороге в приглянувшиеся мне дворики и делая фото.

Да, совсем забыла! Я же современные памятники обещала показать!.

На площади (piazza Meda) стоит знаменитый Grande disco, созданный современным скульптором Arnaldo Pomodoro в 1972 году. Здесь вы можете познакомиться с его творчеством полнее.

Большой диск, скульптор Arnaldo Pomodoro (Grande disco)

Далее фотографии скульптур, только как они называются и что символизируют, у меня не спрашивайте.

Что сии произведения обозначают, знают только авторы.

Так что полный простор для фантазии 🙂 Что хочешь, то и думай!

 

 

А вот эти…создания стоят на стоянке напротив замка Сфорцеско.

Взбесившийся коняга внизу создан Aligi Sasu – художником и скульптором (1912 – 2000 г.г)

Недалеко от площади Дуомо я увидела большое скопление людей. Оттуда раздавался смех, слышалась музыка…

Ааа, уличные артисты! Иногда это бывают очень интересные представления.

Жонглер на велосипеде с горящим факелом веселил собравшихся дежурными шутками

Гитарист, сидящий на другой улице, мне понравился больше.

 

Вот так и третий день отлетел под перебор струн одинокой гитары..

Ничего, завтра мы пойдем снова в гости к Леонардо.

Я и не подозревала, какие чудеса мне предстояло там увидеть..

P.S. В добавление к теме Леонардовской “Тайной вечери”…

Многие художники писали сцену последнего ужина Христа.

Вот два полотна, которые мне очень нравятся

 

Прогулки по Милану - день третий

Никола Пуссен ( Nicolas Poussin), 1647

 

Прогулки по Милану - день третий

Якопо Бассано (Jacopo Bassano) 1542

Снова улочки Милана

 

 

 

Останки базилики S.Giovani in Conca

 

Базилика DI SANTA MARIA PRESSO SAN SATIRO

 

Читайте продолжение Прогулки по Милану день четвертый