фото фресок в базилике Св.Амворозия Милан

фрески в базилике Св.Амврозия Милан

Прогулки по Милану - день пятый

Герб Милана

Церковь Святого Амвросия Медиоланского (Basilica di Sant`Ambrogio) – памятник раннехристианской эпохи и средневековья, является второй по важности в Милане.

Это одна из самых старинных церквей в Ломбардии. Поэтому я, конечно, никак не могла ее пропустить, тем более, что она находится в двух шагах от церкви Санта Мария делле Грацие (Santa Maria delle Grazie) на площади, также носящей имя Святого Амвросия.

Народ шел в базилику бесконечной чредой, так что сделать фото было достаточно проблематично.

У входа молодые англичанки в коротеньких шортах пытались укрыть свои оголенные конечности повязанными на бедрах палантинами.

В 379 году (вы только вдумайтесь в дату!) Св.Амвросий начал строить базилику, которая  в начале носила название «Базилики мучеников», потому что на этом месте было захоронение раннехристианских мучеников за веру.

В 386 году церковь была освящена Св.Амвросием. После кончины базилика стала носить его имя, здесь же хранятся его нетленные мощи.

фото базилики Св.Амброзия Милан

Базилика Св.Амброзия Милан

Он является небесным покровителем Милана. Происходил Амвросий из римского аристократического рода, получил блестящее образование, в том числе музыкальное. Он был наместником областей Лигурии и Эмильи.

Будучи еще некрещеным (!!!!), он добился такого уважения жителей, что его избрали епископом Милана.

Свой ломбардско-романский стиль церковь обрела в 1099 году. По ее бокам сооружены две колокольни.

По правую сторону возвышается «Колокольня монахов», датируемая IX веком.

Слева «Колокольня каноников» -XII век.

В IX веке перед церковью был устроен двор с галереями (квадрипортик), и была открыта нижняя крипта, где поместили мощи Св.Амвросия и мучеников – близнецов Джервасио (Gervasio) и Протасио (Protasio).

фото Аркады внутреннего двора (квадрипортик)

Аркады внутреннего двора (квадрипортик)

В аркадах галереи размещены мраморные скульптуры, саркофаги, фрагменты фресок.

Базилика огромна. В апсиде над главным алтарем находится фантастическая мозаика в византийском стиле, датируемая 824-860 годами с изображением Спасителя и мучеников Джервасио (Gervasio) и Протасио (Protasio), архангелов Михаила и Гавриила, дополненные эпизодами из жизни Святого Амвросия.

фото Знаменитой мозаики Св.Амброзио

Знаменитая мозаика С.Амброзио

Мозаика выполнена таким образом, что она светится без какой либо дополнительной подсветки. Такой же эффект у мозаики, посвященной Святому Амвросию в маленькой часовня Св.Виктора «На золотом небе» ( S.Vittore in Ciel D`Oro), которая вошла в состав общей базилики в XVвеке. Мозаики датируются IV-Vвеками, внутри на стенах фрески гениального Тьеполо.

фото портрета Giambattista Tiepolo

Портрет Giambattista Tiepolo

фото фреска Giambattista Tiepolo

Фреска Giambattista Tiepolo

В церкви были деревянные хоры, но они погибли во время англо-американской бомбардировки 1943 года.

Вот так выглядела эта церковь. Был разрушен купол базилики, мозаика позади алтаря.

фото базили Св.Амброзию после бомбардировки

Всё, что осталось от Базилики после бомбардировки

После войны в 50-е годы она была полностью восстановлена.

Кстати, базилика построена из местного материала. Окрестные дома строились из него же.

Остается благодарить небесного покровителя С.Амвросио за то, что сохранился шедевр – «Золотой алтарь» ( Altare d`oro) с рельефными клеммами из золота и серебра, изукрашенный драгоценными камнями и эмалями. Он был создан в 835 году ювелиром Вольвини (Volvinio или Vuolvinio).

фото Золотой алтарь в Базилике Святого Амброзио Милан

Золотой алтарь в Базилике

фото фрагмента алтаря в базилике Святого Амброзио Миланый

Фрагмент алтаря

Первоначально базилику опекали монахи-бенедиктинцы, но в 1497 году она перешла под покровительство цистерцианского аббатства Chiaravalle. Они, в частности, открыли для общественности богатую монастырскую библиотеку.

В центральном нефе находится саркофаг Стилихона, римского полководца, фактически правителя Западной Римской империи при императоре Гонории. Именно он в 405 году дал приказ сжечь “Сивиллины книги” – записанные в стихотворной форме на древнегреческом языке произнесенные сивиллами пророчества о пришествии Христа. По разным источникам его называют то доблестным защитником Рима, то интриганом, рвавшимся на престол. Над саркофагом надстроена римская кафедра (XIIвек), с которой читают проповеди.

Не знаю как вас, а меня эти даты приводят в трепет.

фото римская кафедра (XIIвек), под ней - саркофаг  Стилихона ( 358-408 годы) Милан

Сверху – римская кафедра (XIIвек), под ней – саркофаг  Стилихона ( 358-408 годы)

фото саркофага Стилихона (IVвек) Милан

Саркофаг Стилихона (IVвек)

фото фрагмента Саркофага Стилихона Милан

Фрагмент саркофага

В 1799 году после потрясений Великой Французской революции в базилике был открыт военный госпиталь. Так что не только наши церкви страдали во время революции. Эта участь всех церквей. Но эту хотя бы не уничтожили.

Безусловно, реликвией  являются мощи святого Амвросия. Они покоятся в серебряной крипте вместе с останками Gervasio и Protasio.

Сюда бесконечно тянутся паломники, в том числе и наши, православные. И местная православная община тоже посвящена Св.Амвросию.

фото Святых мощей, хранящиеся в Базилике

Святые мощи, хранящиеся в Базилике

Как это бывает иногда, после захоронения останки были потеряны, и только в 9 веке при архиепископе Angilberto II они отыскались и были признаны как мощи святого.

На полу склепа есть также памятный знак на том месте, где была первоначально похоронена S. Marcellina, сестра Св.Амвросия. Ее останки были опознаны в 1722 году. Сейчас они покоятся в часовне правого нефа базилики.

С этой церковью связано две легенды.

На площади, с левой стороны от базилики есть колонна, известная как “Колонна Дьявола”.

фото колонны Дьявола Милан

Колонна Дьявола

...хотите верьте, хотите нет…

Согласно этой легенде древнеримская колонна была свидетелем драки между Святым Амвросием и Дьяволом, который пытался пронзить святого рогами, но вместо этого застрял рогами в колонне. После продолжительной по времени попытки освободиться, он вырвался и в страхе бежал.

Говорят, что можно почувствовать запах серы из образовавшихся отверстий, а прислонив к ним ухо, услышать звуки ада.

Я даже и пробовать не стала. С моим воображением взаправду услышу 🙂

А в реальной жизни будущий император Священной Римской империи должен был пойти сюда в церковь, где он клялся на требнике в верности Папе римскому и католической церкви. После этого он обнимал колонну, и ему надевали на голову железную корону.

Вторая легенда связана с колонной Ветхого Завета с Медным змием, с которым Моисей скитался по пустыне. Человеку, укушенному змеей, достаточно было посмотреть на это изображение, и действие яда прекращалось, он оставался жив. Эта бронзовая скульптура – дар царя Василия II ( 1007 год).

фото Медного Змия базилика S. Ambrozio

Медный Змий

Мне очень понравилось часовня Св.Виктора. Я долго бродила по ней.

Она посвящена Святому Амвросию.

фото часовни Св.Викторо в базилике Св.Амброзио Милан

Вот как выглядит купол с изображением Святого Амвросия, он светится без подсветки, так искусно выложена мозаика

фото купола Св.Амброзио в базилике, Милан

Часовня небольшая, но она буквально напичкана сокровищами.

Меня позабавили маленькие статуэтки в виде монахов – около 50 сантиметров в высоту, они стоят рядышком на одной полочке и сразу привлекают внимание. Они словно замерли на мгновение. И у каждой свое положение рук и выражение лица.

В витринах выставлены сокровища часовни, многочисленные церковные и светские украшения. принесенные в дар Святому Амвросию.

фото фигурок монахов в базилике Св.Амброзио Милан

прогулки по Милану-день пятый

Золотое украшение с именем Святого Амвросия

фото сосудов со святыми мощами в базилике Св.Амброзио

Внутри этих сосудов-святые мощи

Экспонат-деревянная доска с врезанной в нее металлической пластиной, напомнила очень популярные в моем детстве грузинские чеканки. Этой более 500 лет.

А это экспонат из новейшей истории.

Как в любой католической стране, в Италии на Рождество принято выставлять композиции на тему рождения младенца Иисуса Христа. Для дома покупают небольшие скульптурные изображения, а в общественных местах сцены из Евангелия создают из фигур в натуральную величину.

В музее сохранили Рождественскую композицию, выполненную во время второй мировой войны в 1943 году. У кого-то хватило сердца и ума не выбросить на помойку молчаливого свидетеля новейшей истории. Они очень органично дополняют друг друга – античные экспонаты и этот, принадлежащий совершенно другой эпохе.

фото Рождественской композиции, датируемая 1943 годом в базилике Св.Амброзио Милан

Рождественская композиция, датируемая 1943 годом

фото Фрески в часовне С.Виктора базилики Св.Амброзио Милан

Фрески в часовне С.Виктора (S.Vittorio)

В завершение наших прогулок по Милану, я отведу вас завтра в таинственное и прямо скажем страшноватое место. Оно находится практически в самом центре Милана.

Потерпите до завтра))