Блистательная Феррара

Безмолвные стражи Кафедрального Собора

Блистательная Феррара

герб Феррары

Блистательная Феррара

Меня, как магнитом, притягивают места, связанные с фамилией Борджиа. Этот период истории очень интересен, как с точки зрения событий, так и в человеческом плане. Колоссальная фигура – Родриго Борджиа (Rodrigo Borgia), посвятивший свою жизнь цели-стать наместником Бога на земле, и добившийся ее, став Папой Римским Александром VI. Он вершил не только судьбу своих детей, но и историю европейских государств, начав, пусть в собственных корыстных целях, объединение Италии в единое государство. Какие драмы разворачивались на этой исторической сцене-дух захватывает.

Поэтому, когда впереди замаячила однодневная поездка в Феррару (Ferrara), я согласилась не раздумывая. Помимо того, что этот город интересен персонажами, населявшими его, он, как старинная шкатулка, доверху набит драгоценностями.  Такое количество культурных ценностей на квадратный метр встретишь, пожалуй, только в Риме.

Город и его окрестности представляют исключительную историческую и материальную ценность, и находятся под защитой ЮНЕСКО. А для меня это еще и город, где провела большую часть своей жизни, умерла  и погребена Лукреция Борджия (Lucrezia Borgia) – единственная дочь папы Александра VI (Борджиа). Судьба ее трагична, как и история всей этой семьи.

Готовясь к поездке и выбирая, что же в первую очередь посетить в Ферраре, я поняла, что туда нужно будет возвращаться снова и снова. Осмотреть за один день все то, что достойно быть осмотренным, просто невозможно, потому что осматривать там нужно ВСЕ.

Выйдя на соборную площадь (piazza Catedrale) и узрев Кафедральный собор (Cattedrale), мне в очередной раз пришла в голову мысль о том, что человечество – то есть мы, если уж не можем создать хотя бы малое подобие того, что открылось перед моими глазами, то обязаны хотя бы сохранить эту Божественную красоту для тех, кто будет жить после нас.

Блистательная Феррара

Собор (Duomo ) в Ферраре

Именно это и делают сейчас феррарцы.  20 мая 2012 года в регионе недалеко от Болоньи произошло сильное землетрясение, от которого пострадала и Феррара.  И год спустя следы этого бедствия видны повсюду.

У меня сжалось сердце, когда я делала снимки в базилике Святого Франческо ( chiesa di S.Francesco). Предательские трещины, словно глубокие морщины на прекрасном лице, испещряют стены. Большая часть базилики закрыта для посещений, там ведутся реставрационные работы. Небольшая часть у алтаря открыта с бокового входа для верующих и туристов.

Вот несколько фотографий из базилики.

 

Блистательная Феррара

Церковь Святого Франциска (Chiesa di SюFrancesco)

 

Блистательная Феррара

Внутри церкви Святого Франческо

 

Блистательная Феррара

Гробница в церкви Святого Франческо

 

Блистательная Феррара

Элемент надгробия

 

Закрытая на реставрацию часть церкви ( фото из интернета)

Бродя по городу, замечаешь повсюду строительные леса и радуешься этому. Слава Богу, все постепенно восстанавливается. Во внутреннем дворе замка Эстенсе (castello Estense) к годовщине землетрясения была приурочена выставка фотографий, сделанных в разных местах региона вокруг Феррары, запечатлевших ужасную картину разрушения. Остается только надеяться, что подобное если и повториться, то лет через 500, ведь последнее сильное землетрясение в Ферраре случилось в 1570 году.

Блистательная Феррара

Внутренний двор замка Эстенсе, где организована фотовыставка

 

Блистательная Феррара

Одна из многочисленных фото работ

К счастью кафедральный собор совсем не пострадал. Архитекторы говорят, что самые старые постройки, а собор датируется 1135 годом, обладают эластичностью. Несколько необычный термин в применении к строениям.

Побродите по Феррарскому кафедральному собору вместе со мной, порадуйтесь тому, что мы все еще можем любоваться на чудом сохранившуюся красоту, поблагодарите мысленно старых МАСТЕРОВ. Умели люди строить.

Крыльцо центральной части Собора украшает Лоджия Благословения со статуей Мадонны с младенцем на руках, эпизоды из Евангелия, скульптуры людей и животных.

Блистательная Феррара

Лоджия Благословения

 

Блистательная Феррара

Скульптура Мадонны на фасаде Собора

Колокольня Собора была спроектирована в 1412 году архитектором Львом Батистом Алберти, но осталась незаконченной. Она демонстрирует классический римский вкус-цветной камень, четыре блока кладки, разделенные выступающим бордюром, на котором возвышаются арки, стоящие на колонах, украшенных декоративными элементами.

Блистательная Феррара

Колокольня Собора с примыкающими Торговыми рядами

С южной стороны видна галерея Торговых рядов со следами двух заложенных старинных дверей – дверь Стайо и дверь Времен года. Их заложили, чтобы разместить вдоль стены магазины.

Внутренняя часть собора неоднократно перестраивалась, но в первом пролете вестибюля сохранились оригиналы скульптур атлантов, два саркофага, датируемые V и VI веком, сосуд для святой воды времен римской империи.

Блистательная Феррара

Кафедральный Собор

Стены его покрыты вызолоченной штукатуркой, выполненной в конце 16 века. А внутренняя часть купола украшена фресками, изображающими сцену Страшного суда (работа Бастианино (Bastianino) 1577-80 ). Она напомнила мне купол Сикстинской Капеллы ( Cappella Sistina), роспись которой выполнил Микеланжело (Michelangelo).

Блистательная Феррара

Блистательная Феррара

Блистательная Феррара

Дуомо

Отдав дань Собору, я почти бегом направилась к замку Эстенсе ( Castelo Estense). Именно он является лицом и визитной карточкой Феррары.

Блистательная Феррара

Замок Эстенсе (Castello Estense)

Строительство его было начато в 1100 году,  и включилo в себя три строительных периода, абсолютно разных по стилю и времени, проводимые хозяевами в соответствии со своими надобностями, и придали ему тот облик, который теперь мы лицезреем.

Не берусь утверждать на 100 процентов, но, по-моему, сейчас  это единственный замок в Италии, окруженный оборонительным рвом, наполненным водой. Местные жители говорят, что в ней живут чудовищных размеров карпы, но я, сколько не вглядывалась, так и не смогла разглядеть хотя бы хвостик, уж больно вода грязная.

Блистательная Феррара

Замок Эстенсе

На месте замка сначала возвели Смотрительную  башню, затем  Маркиз Николо II перестроил башню в крепость, создав основание и построив широкие бастионы, что являлось новым словом в оборонительной технике того времени.

Были спроектированы  еще четыре башни, но их возведет уже семья Эстенсе, создавшая Крепость, как оборонительное сооружение от внешних врагов, с одной стороны, и как убежище для себя для защиты от собственных же подданных, неоднократно бунтовавших против своих властителей, с другой.

Блистательная Феррара

Ров, наполненный водой

В 1385 году во время гражданского восстания толпа растерзала на части судью старейшин и налогового советника, безжалостного сборщика налогов герцога Марке. Герцог после этого, скоренько собрав вещички, перебрался внутрь замка на житье со всем своим семейством.

Третью фазу строительных работ начал уже Ерколе II в период 1534-1559 годы. В это время уберут башенные зубцы замка, навесив балконы и тем самым увеличив его высоту, и засыплют землей старинный канал Понфолио, сделав под ним другой, тайный канал, снабжающий водой оборонительный ров вокруг замка.

Через разводной мост я прошла во внутренний двор замка, и сделала фотографию, открывающегося оттуда вида. Теперь вы можете представить себя на месте бойца охранения 15 века, глядящего в амбразуру средневековой крепости 🙂

Блистательная Феррара

“Вид из окна” амбразуры замка

А какой старинный свинцовый плафон со слюдой в переплетах висит под потолком в переходе!

Блистательная Феррара

Светильник

Высоко на внутренней стене старинный факел, бородатый от вековой пыли, словно забыт нерадивыми герцогскими слугами.

Блистательная Феррара

Факел

Колодцы с питьевой водой во внутреннем дворе замка вы уже видели на фото выше (выставка фотографий, посвященная годовщине землетрясения). А это крышки на них. Ясно, что закрывали, а то переплывет кто-нибудь ров ночью, проберется внутрь тайком да яду сыпанет в колодец-и все, конец герцогу и его семье. Необычно то, что крышка с сетками, обычно их  покрывают тяжелые каменные плиты. А наполняли колодцы водой четыре подземных бассейна, собиравших дождевую воду.

Блистательная Феррара

Крышки колодцев в замке Эстенсе

Осматривать экспозицию  замка я не стала, хотя руки так и чесались купить билет, ведь там расположены потрясающие по красоте фрески, украшающие и Игральный зал, и зал Авроры, и знаменитые герцогские кухни, и есть даже  тюрьма, в которой содержали очень именитых пленников. Как мне сказали, экспозиция очень большая, на нее нужно потратить более 4 часов, которых у меня не было. Вот и повод номер один, чтобы вернуться  в Феррару.

А моя цель – найти дом Ромеи (casa Romei), который посещала Лукреция Борджиа, и, находящийся рядом с ним Monastero del Corpus Domini,  или монастырь  Клариссы ( Monastero Clarisse), где находится место ее упокоения.

Прямо напротив Кафедрального собора голодный глаз туриста и страшной сладкоежки углядел  восхитительную витрину с пирожными и очень симпатичными коробками, в которых все тот же наметанный глаз определил нечто, прежде мною не виданное. Ну, конечно, это местные феррарские сласти.

Блистательная Феррара

Пампапато (Pampapato)

Я, по возможности, стараюсь привезти домой в качестве сувенира что-то сугубо местного производства – сыр, вино. В Ферраре это ПАМПАПАТО (PAMPAPATO)-местный шоколадный бисквит, приготовленный из муки, масла, меда, миндаля и орехов и прочей кондитерской радости, покрытый сверху шоколадной глазурью, остающийся внутри мягким, и хранящийся почти 4 месяца.

Коробочку я припасла для дома, а сама с удовольствием отведала это самое  pampapato и другое необычное пирожное, которое тоже делают только в Ферраре, и только в этой PASTICCERIE (кондитерской).

Знаете, что используют в качестве украшения пирожного? Пасту, да-да, итальянские тальятелли, подсушенные и посыпанные сахаром. Внутренняя прослойка в них состоит из миндаля, орехов и меда. Очень вкусно.

Блистательная Феррара

…вкуснотища…

Милая сеньора, работающая в этой pasticerie, поведала мне, что кондитерская принадлежит семье ORSATTI более 150 лет, и уже пятое поколение делает не только такие вот вкусности как pampapato, но еще и хлеб печет. Посмотрите, какой он необычной формы, этот феррарский хлеб…

Блистательная Феррара

Феррарский хлеб

Узнав, что я пишу об Италии и сюда приехала специально, чтобы написать о Ферраре, мне сделали прекрасный подарок. Молодые представители семьи Orsatti не только продолжают бизнес, но еще и издали книгу, посвященную делу, которым занимается семья. Очень изысканное издание, сделанное с большой любовью и на прекрасной бумаге, снабженное редкими фотографиями. Эту книгу я получила в подарок. Она называется «Истории о мужественных людях».

Блистательная Феррара

Книга “Истории о мужественных людях”

С удовольствием ставлю в статью и фотографию кондитерской с милой дамой, работающей там, и фото книги, и фото феррарского хлеба из нее, так как свой мы съели, не успев даже его сфотографировать.

Блистательная Феррара

В пастиччерии

На вкус этот хлеб, как почти весь итальянский хлеб, очень отличается от нашего, родного. Он словно бумажный. Заявляю с полной ответственностью: наш хлеб-самый вкусный, особенно черный.

Я брела по улочкам Феррары,  делая по дороге снимки понравившихся мне уголков. В историческом центре любого итальянского города за редчайшим исключением почти нет зелени. Каменные, вымощенные брусчаткой, узкие улочки, черепица крыш. Но улицы Феррары настолько узки, что найти кафе со столиками снаружи можно только на центральной площади. На некоторых via пешеходу нужно быть очень осторожным, когда рядом разъезжаются две встречные машины.

А вот и casa Romei. Какой неприступный суровый дом, длинный, высокий. Он сохранился в своем первозданном виде с 15 века. Но сквозь кованные приоткрытые ворота просматривается прекрасный внутренний зеленый двор с колодцем в центре, носящий очень гордое название – сад Чести.

Блистательная Феррара

внутренний двор Дома Ромеи

Имя этого дома было унаследовано от первого владельца, богатого банкира, выстроившего его в 1445 году. После его смерти дом будет подарен монастырскому женскому братству Кларисс. Лукреция Борджиа и ее сын Ипполит II посещали его. Дом был полостью заброшен, и только в 1952 году государство его выкупило и привело в Божий вид.

Когда я увидела прекрасные фрески в зале Сивилл (Sala delle Siville) и в зале Пророков, порадовалась, что они окончательно не погибли за годы войны и запустения.

Стены зала украшены фресками в виде фигур двенадцати женщин, находящихся внутри розового сада, и передающих свиток с пророчествами о пришествии Христа. Сивиллы представляют собой совершенство женщины, сравнимое с фигурой Святой Девы Марии. Они принадлежат кисти ломбардских художников Андреа ди Пьетро(Andrea di Pietro) и Джованни Галеaццо (Giovanni Galeazzo) и датируются серединой 16 века. Они уникальны.

Снимать фрески, как оказалось, было нельзя, даже без вспышки. Поэтому фото ставлю из интернета, те, что удалось найти.

Блистательная Феррара

Зал Севилл

Блистательная Феррара

Для меня каждый новый город, который удается увидеть, всегда связан с людьми,  с которыми тебя сводит судьба. Именно они одушевляют мои воспоминания. Иногда это встречи, которые помнишь всю жизнь.

Вот и Феррара преподнесла мне несколько подарков. Я же везучая 🙂

Милая стройная темнокожая женщина на чистейшем итальянском языке заговорила со мной.

Наталина ( Natalina Correggioni), африканка по матери и итальянка по отцу, работает гидом в этом музее. Она сопровождала меня по первому этажу экспозиции, рассказывая и показывая удивительные вещи.

Блистательная Феррара

Natalina Correggioni

Час пролетел словно  5 минут, и я с большим сожалением покинула мою очаровательную и эрудированную спутницу.

Об одном жалею – не нашла я фотографий ванны банкира. Жаль… В тот период времени любителей мыться было не особенно много, а эта ванна, право слово, заслуживает внимания. Емкость в полу размером 2 на 3 метра глубиной около 70 сантиметров с отверстием для стока воды НИКОГДА не облицовывалась мрамором, потому что в Ферраре своего мрамора нет. Она была выложена терракотовыми плитками, не сохранившимися до наших дней. На мой вопрос – а что, банкир не мог себе позволить привезти мрамор и облицевать собственную ванну, Наталина только улыбнулась.

Второй этаж  дома с анфиладами комнат и великолепным каминным залом заслуживает эпитетов с множеством восклицательных знаков. Роспись потолков в одном из залов,  напомнили мне росписи в Палаццо Веккио (Palazzo Vecchio a Firenze) во Флоренции.

Молодая девушка-гид объяснила с сожалением, что даже книжку с фотографиями купить не получится, не продлен контракт с книжным магазином. Деньги ушли на реставрацию после землетрясения. «Мы ведь не такие знаменитые, как остальные музеи, только пять лет, как повесили табличку снаружи. Многие итальянцы не знают о нашем существовании, не говоря уже о туристах».

Ну что же, на часах 15-30, время открытия церквей в послеобеденное время. Можно идти в монастырь.

Церковь Тела Христова – Монастыря Клариссы, находится почти рядом с домом Ромеи. Поскольку церковь принадлежит действующему монастырю, дверь в нее всегда закрыта.

С волнением я нажала кнопку звонка и спросила, можно ли осмотреть церковь. Мне объяснили, где находится вход, и я, обойдя здание с левой стороны, нашла входную дверь, и снова позвонила. Дверь открылась, и я вошла внутрь.

Блистательная Феррара

Внутренне убранство церкви Тела Христова в монастыре Клариссы

Маленькая уютная церковь с великолепными живописными и скульптурными работами по стенам,  с летящей по воздуху Святой Катериной под голубым куполом, напоминала бы изящную безделушку светской дамы, если бы не разделяющая внутренне пространство церкви надвое решетка слева в глубине, за которой я увидела два приветливых лица в черном монашеском одеянии.

Сестры монастыря – одна постарше, другая моложе, пригласили меня осмотреть церковь, предупредив, что снимать нельзя. Как же я расстроилась. Сестры заметили это, поинтересовались, что случилось. Я объяснила им, что пишу о семье Борджиа и, в частности, о Лукреции, и только ради посещения монастыря приехала в Феррару.

И произошло чудо. «Мы не прошли авторизацию, поэтому здесь фото не может делать никто.  Но я вижу, как вам это нужно, поэтому вы можете сделать снимки», – разрешила старшая сестра.

Если бы моя камера меня подвела, я бы этого, наверное, не пережила.

Но фото получились. и вы можете полюбоваться внутренним убранством церкви Тела Христова.

Эта церковь также связана с именем Святой Екатерины из Болоньи. Я обязательно отдельно расскажу о ней.

Блистательная Феррара

Меня сопровождала вторая сестра Марияграция ( Mariagrazia ), совсем ребенок, как мне показалось вначале. Чистые ясные глаза, добрая улыбка…

Я прошла во второй зал церкви и остановилась у алтаря изумительной работы, перед которым в полу лежали шесть светлых старинных мраморных плит, на поверхности которых уже с трудом можно разобрать стершиеся за 500 лет хождения по ним выбитые на латыни имена и родовые гербы.

tomba-altare

Алтарь и могилы Лукреции Борджиа (Lucrezia Borgia) и ее мужа Альфонсо I Д`Эсте ( Alfonso I D`Este)

«Томба Лукреции Борджиа в верхнем ряду в середине», – прозвучал голос сестры. Она так и стояла внутри той части помещения, что отгорожена решеткой.

«Мы покидаем монастырь только для визита к врачу, и чтобы проголосовать на выборах. Я здесь уже 18 лет. Мне был 21 год, когда я пришла сюда против воли моих родителей. Я играю на гитаре и пианино, и через музыку я пришла к Богу».

Мы говорили и говорили с сестрой Марией, и мне не хотелось уходить.  За долгое время я видела перед собой по-настоящему умиротворенного и счастливого человека.

Был момент, когда я хотела попросить ее сделать фото на память, но потом поняла, что это не нужно. Слова, которые она мне сказала, врезались в мое сердце, а ее глаза – в мою память.

Сейчас, когда я пишу эти строки, передо мной на столе лежит маленькая книжечка на итальянском языке «Катехизис Святой Екатерины», на задней обложке которой в самом низу маленькими буквами написан электронный адрес сестры Марии. Слава Богу, монастырь идет в ногу со временем, надеюсь, мы не потеряемся.

С каким миром в душе я покидала стены монастыря. Не зря меня так тянуло сюда.

Спасибо Лукреции Борджиа.

Через 5 столетий она словно протянула мне руку и привела в место, в котором я, никак того не ожидая, обрела нового друга. Может быть моя благодарность ей  будет той маленькой капелькой, которая переполнит чашу, и ей простятся все грехи… Грехи?

Продолжение статьи о Лукреции Борджия в ближайшее время.

tomba-lucrezia

Могила Лукреции Борджиа (Lucrezia Borgia)

Часы работы музеев Феррары, о которых идет речь в статье.

Музей дома Ромеи

Via Savonarola, 28-30 Ferrara

часы работы

Музей закрыт для посещения 1 января, 1 мая. 25 декабря

понедельник             8.30-14.00

вторник-пятница   8.30-19.30

суббота                        14.00-19.30

воскресенье                8.30-14.00

Стоимость билетов взрослый  € 3,00 бесплатно для жителей ЕС и старше 65 лет

тел. билетной кассы 0532 234130

Фотографий из Феррары я привезла много.

Вы можете еще побродить по ее улочкам, подышать этим удивительным воздухом,  пропитанным искусством.

Блистательная Феррара

Блистательная Феррара

Центральная площадь Феррары

ferrara-gorod

f-p

 

Блистательная Феррара

….на страже…