Ромео и Джульетта. Титульный лист из книги одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Рисунок Pilotti

Верона-могила Джульетты

В первой части Верона-дом Джульетты, мы побывали с вами в доме, где жила Джульетта.

А сейчас мы посетим место ее упокоения.

До монастыря San Francesco, построенного в 1230 году орденом францисканцев, мы шли пешком от Дома Джульетты около 30 минут.

Именно здесь состоялось  тайное венчание Ромео и Джульетты, и здесь же находится ее могила-Tomba di Giulietta.

Я как-то волновалась, наверное потому, что не очень люблю осматривать могилы и посещать кладбища, даже такие как, например,  Сент-Женевьев-Де-Буа под Парижем.

Кладбищенская атмосфера на меня действует угнетающе, чьи бы могилы там не находились.

Монастырь выглядел уединенно. Народу, в отличие от Дома Джульетты, было совсем мало.

Хотя молодожены со всего света, в том числе и очень знаменитые, приезжают поклониться месту ее упокоения, и обычно здесь очень многолюдно. В числе прочих здесь была великая русская балерина Галина Уланова, в 1940 году первой станцевавшая партию Джульетты в балете на музыку Сергея Прокофьева.

Указатель “Могила Джульетты”

А вот и вход. Зеленая аллея ведет к зданию монастыря, справа –  бюст Шекспира работы веронского скульптора Ренато Каттани (Renato Cattani).

Меня остановил запах. Это было что-то непередаваемое…

Словно все кошки Вероны 700 лет ходили в этот монастырь справлять свои кошачьи надобности.

Я ощутила этот запах впервые в Париже возле Собора Нотрдам де Пари.

Жуткая вонь. Мне объяснили, что так пахнут очень старые камни. И все зависит от состава подземных вод.

Так вот, вход в монастырское здание благоухал так, что мне стало дурно.

Усилием воли, зажав нос платком, я вошла вовнутрь.

Когда-то здесь располагались кельи, а теперь здесь размещается городской музей Вероны. Здесь собраны уникальные фрески, датируемые 10-16 веком. Их тщательно собирали по всем реставрируемым палаццо Вероны и переносили сюда, а затем долго восстанавливали во избежание утраты.

Фрески городского музея Вероны

А еще здесь экспонируются различные временные выставки.

Мне очень понравилась одна из скульптур-прекрасная, совсем юная обнаженная девушка, лежащая на кушетке.

В одном из залов на втором этаже, называемом Залом Гварьенти (la sala di Gvarienti), с очень красивыми фресками на стенах, каждый четверг и субботу с 9 до 13 часов, любой желающий, в том числе и иностранец, заплатив определенную сумму (разумеется, предварительно созвонившись и договорившись об этом), может зарегистрировать здесь свой брак c получением официального документа.

Обряд бракосочетания проводит муниципалитет Вероны.*

зал Гварьенти

А мы спустились во внутренний двор монастыря-небольшой, зеленый, уютный.

Цветочные клумбы, тишина.

Никаких могил, такой славный монастырский дворик. На стене простой указатель с надписью и стрелкой, указывающей направление-могила Джульетты.

Монастырский дворик

В аркаде дворика можно полюбоваться на Портал, искусно украшенный бронзовыми пластинами с рельефными изображениями  сцен из трагедии Шекспира.

Изумительная работа современного скульптора, уроженца Вероны, Серджио  Пасетто (Sergio Pasetto).

Лестница вела вниз в подвальное помещение.                                                                                                                   

Я спускалась по ступенькам и представляла, как все могло происходить тогда, 700 лет назад.

Ночь, темно. Ромео, торопящийся  к своей возлюбленной, с факелом в руке, отбрасывающем тени на стены склепа.

И в самом деле на стенах подземелья укреплены светильники в виде факелов, горящих тусклым светом.

Один небольшой зал с низким потолком, переходящий в другой, и в центре стоит каменный саркофаг без крышки, сверху совсем разрушенный, словно кем-то обглоданный.

Вот она – конечная цель, могила Джульетты, место поклонения тысяч влюбленных. Здесь дают обеты вечной любви и верности.

Могила Джульетты

В 1500 годы, дабы прекратить поклонение захоронению самоубийце, по указанию святой католической церкви, саркофаг превратили в хранилище для воды.

А затем, видимо вняв увещеваниям поклонников, все вернули на круги своя.

А верх “поглодали” паломники.

Камешки тайком отковыривали, а потом из них заказывали ювелирные украшения, и среди тех, кто здесь согрешил таким образом, был даже лорд Байрон, и вторая жена Наполеона, и еще многие “ценители редкостей”.

Тихо, грустно.

Бывают такие моменты, когда не надо ничего говорить.

Мы молча постояли, развернулись и побрели назад, в наш такой реальный мир.

И пусть ученые мужи от литературы говорят, что Шекспир был выдумщиком, и все описанные им события не имеют ничего общего с Вероной, живой поток верящих в любовь и желающих поклониться мальчику и девочке, чьи имена стали легендой, я, надеюсь, никогда не иссякнет.

Спасибо Вам, сэр Уильям.

Даже если этой истории и не было на самом деле, ее стоило придумать.

У человечества обязательно должна быть мечта, красивая и трагичная, как эта история любви, чтобы живые не забывали, как быстротечно все в этом мире.

А могила Ромео, по преданию, находится где-то в этом же монастыре.

Мы не стали искать ее. Разные источники указывают на разные места.

Достаточно знать, что и смерть не смогла разлучить их.

«Но повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете” ( “Ромео и Джульетта” в переводе Б.Пастернака).

P.S. В Италии, если речь не идет о названии поэмы Шекспира,  всегда ставят имя Джульетты на первое место.

*Стоимость регистрации для жителей Евро зоны стоит 1000 евро, итальянцы заплатят 600.