Прогулки по Милану — день третий

церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie)

 Прогулки по Милану — день третий

К моему третьему дню пребывания в Милане я начала готовиться заранее, еще в Пертикаре.

Хорошо, что догадалась предварительно покопаться в интернете, иначе не видать бы мне Леонардовской «Тайной вечери» как своих ушей.

В трапезную монастыря церкви Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie), где находится изображение, можно попасть только по предварительной записи по телефону. Мне повезло — нашлось местечко в группе через три дня.

Говорят, иногда своей очереди на посещение приходится ждать и месяц, и два.

От меня потребовали все паспортные данные с адресом и датами, и попросили сразу же произвести оплату кредитной картой.

Затем предупредили, что я должна приехать за 15 минут до начала посещения. Опаздавших с другими группами не пускают. А на визит отводится только 15 минут.

Такие вот строгости…

Позже я стала свидетелем сцены, когда итальянские туристы пытались уговорить кассира продать им билет за двойную цену, чтобы пройти в тот же день. Но, увы, запись существует сама по себе, а кассир только выдает билет по длинному номеру, который мне надиктовали по телефону после оплаты.

Это правила, обеспечивающие безопасность шедевра Леонардо да Винчи.

Теперь понимаете, почему я поднялась не свет ни заря и за час до назначенного времени уже сидела на скамеечке возле монастыря.

Желтое двухэтажное здание в глубине-вход в трапезную. Отсюда начинается экскурсия

 

церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie), с другого ракурса

Осмотреть саму церковь Санта-Мария делле Грацие я решила после.

А вот немного погулять вокруг можно, есть немножко времени.

Обходя собор по периметру,  я увидела вход во внутренний дворик церкви.

Замкнутое пространство портиков, цветущие кусты…В самом центре – низкий фонтанчик со смешными фигурками лягушек, у которых изо рта которых вытекают струйки воды…

Картина дышала таким покоем, что пройти мимо было невозможно. Я вошла внутрь и села на парапет, окружающий дворик, прислонилась затылком  к шероховатой, нагретой утренним солнцем, старой колонне, вытянула ноги, закрыла глаза. Какая тишина, только слышно тихое журчание воды да щебет птиц…

Крошечная обитель мира и покоя в самом центре нервного и суетливого Милана. Это казалось невероятным.

Вот так совершенно неожиданно я обрела любимое местечко.

Монастырский дворик церкви Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie)

За 15 минут до назначенного времени я стояла с группой туристов у турникета на входе в  трапезную и рассматривала фотографии на стенах.

Думаю, что и без моих слов вы догадались, что ни о какой фотосъемке и речи быть не могло, контроль очень жесткий.

Да это и понятно.

Изображение  разрушается…

Зачем Леонардо понадобилось писать его в новой, отличной от принятой тогда, технологии, кто сейчас ответит?! И то уже чудо, что оно не погибло во время англо-американской бомбежки во вторую мировую войну. Ведь свернуть-то и перевезти на сохранение картину невозможно, «Тайная вечеря» написана на стене…

Мы вошли в большой зал без окон (они были заложены во время последней реставрации, чтобы солнечный свет не разрушал краски).

Вот она, самая известная работа Леонардо…

Во всю стену, с фигурами, изображенными в полный рост.

Такое чувство, что ты смотришь в большое окно, а за спиной у Иисуса находится комната.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи ( «Ultima cena» )

Словно подернутая дымкой или тончайшей кисеей, местами осыпавшаяся, она словно истаивает, как снег на мартовском солнышке.

Леонардо начал создавать ее в 1495 году по заказу герцога Людовико Сфорца (Ludovico il Moro Sforza).

Он писал ее в технике, которая, по сути, не является фреской, потому что фрески пишут по мокрой штукатурке.

А здесь была использована техника писания маслом и темперой по сухой штукатурке. Картина была создана всего за три года, но уже в 1517 году краски стали отслаиваться от накапливающейся влаги.

Ее пытались укрыть занавесом от сырости, но ткань только царапала красочный слой.

В 1557 году биограф художника Вазари писал, что картина настолько разрушена, что уже с трудом различаются фигуры.

В 1652 году прямо в росписи была проделана дверь, представляете?..

Ее потом заложили, но следы этого вандализма видны.

С 1726 года начинаются попытки спасти шедевр от гибели, но каждая последующая реставрация только наносила ему  вред.

Когда в 1796 году Милан захватил Бонапарт, в трапезной устроили склад оружия, а французские солдаты закидывали картину булыжниками и выковыривали глаза Апостолам, забравшись на приставные лестницы. И как у них руки не отсохли?

Потом они превратили трапезную в тюрьму.

После ухода французов снова начались попытки реставрировать и спасти изображение, его и  дописывали, и лаком покрывали.

Поневоле задумаешься: а что тут собственно от Леонардо осталось?

15 августа 1943  во время англо-американской бомбежки трапезная была разрушена, и как осталась целой «Тайная вечеря» один Господь знает. Возможно еще и благодаря тому, что вся стена была завалена доверху мешками с песком, чтобы не допустить ее вибрации и осыпания красок.

Досталось «Тайной вечере», что и говорить.

церковь Санта Мария делле Грацие после англо-американской бомбежки, 1943 год

Только в  1977 году начались работы по очищению изображения от всех неудавшихся реставраций,  консервация и восстановление, длившиеся 21 год.

А еще гуляет в народе легенда, что якобы Леонардо изобразил рядом с Иисусом только 11 Апостолов, а двенадцатой написал…Марию Магдалену. Много раз я слышала об этом, и, конечно же, задала вопрос хранителю музея — правда ли это?

«Нет, это вымысел. На картине изображены все 12 Апостолов. Нет там Марии. Это юный Джованни так красив, что его принимают за женщину».

На следующий день в Пинакотеке Брера (Pinacoteca di Brera) я нашла изображение Джованни.

Он действительно был очень юн и красив, совсем как девушка. Но сделать фотографию было не возможно :-(( К сожалению, и в интернете не нашлось этого полотна.

На противоположной стене трапезной расположена фреска «Распятие Христа» Джовани Донато да Монторфано (Giovani Donato da Montorfano) , созданная в 1495 году. Существует мнение, что к ней тоже приложил руку Леонардо. Но эти две работы настолько отличаются друг от друга, что в этом возникают большие сомнения.

Здесь нет той перспективы, создающей полную иллюзию объемного пространства, как в «Тайной вечере».

Эта фреска тоже чудом уцелела во время бомбежки. А вот портреты герцогской семьи Сфорца, написанные Леонардо в той же технике, что и «Тайная вечеря», погибли вместе с прекрасной монастырской библиотекой.

фреска «Распятие Христа» Джовани Донато да Монторфано (Giovani Donato da Montorfano) , 1495

Координаты для желающих посетить музей.

Телефон для записи на посещение «Тайной вечери» (“Cenacolo Vinciano”)

Оператор (+39) 02 92800362 Fax (+39) 02 92800362

Время работы музея с 8.00 до 19.00  вторник-суббота

Последний вход в 18-45.

Закрыто 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Стоимость билета 12 евро.

А теперь можно и церковь посетить.

А теперь можно и церковь посетить.

Церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie) была построена братством доминиканцев в период с 1463 по 1469 годы на земле, подареной ордену по приказу герцога Людовико иль Моро Сфорца (Ludovico il Moro Sforza). Она предназначалась для семьи Сфорца в качестве семейной усыпальницы.

Молодая жена герцога, прекрасная Беатриче Д`Эстэ (Beatrice d`Este) умерла во время родов.

Ее похоронили именно здесь. Гробница была выполнена Кристофоро Солари и предназначалась для обоих супругов.

Нов жизни все получилось иначе. Людовико Моро умер во Франции в плену после разгрома в Новаре ( Италия), и гробница была сначала рассечена надвое, а затем перенесена в Павию (Pavia) в Кортезианский монастырь.

Гробница Людовико иль Моро Сфорца и Беатриче д`Эстэ в Павии (Чертоза) в Кортезианском монастыре

А теперь побродите по церкви, полюбуйтесь на одну из самых важных церквей Милана. 

Внутреннее убранство купола церкви Санта Мария делле Грацие

 

 

 

 

Современное захоронение в семейной усыпальнице (tomba)  

 

Выйдя из церкви я решила заглянуть в музей, о котором так много слышала.

Называется он  «Национальный музей науки и технологий Леонардо да Винчи».

Но войдя внутрь и увидев план экспозиции, стало ясно, что быстро не получится. Нужен целый день.

Решено, посвящаю ему  завтрашний день, а сегодня погуляю немного по городу, просто так.

Я  брела по ставшим уже такими знакомыми улицам центра Милана, заглядывая по дороге в приглянувшиеся мне дворики и делая фото.

Да, совсем забыла! Я же современные памятники обещала показать!.

На площади (piazza Meda) стоит знаменитый Grande disco, созданный современным скульптором Arnaldo Pomodoro в 1972 году. Здесь вы можете познакомиться с его творчеством полнее.

Большой диск, скульптор Arnaldo Pomodoro (Grande disco)

Далее фотографии скульптур, только как они называются и что символизируют, у меня не спрашивайте.

Что сии произведения обозначают, знают только авторы.

Так что полный простор для фантазии 🙂 Что хочешь, то и думай!

 

 

А вот эти…создания стоят на стоянке напротив замка Сфорцеско.

Взбесившийся коняга внизу создан Aligi Sasu — художником и скульптором (1912 — 2000 г.г)

Недалеко от площади Дуомо я увидела большое скопление людей. Оттуда раздавался смех, слышалась музыка…

Ааа, уличные артисты! Иногда это бывают очень интересные представления.

Жонглер на велосипеде с горящим факелом веселил собравшихся дежурными шутками

Гитарист, сидящий на другой улице, мне понравился больше.

 

Вот так и третий день отлетел под перебор струн одинокой гитары..

Ничего, завтра мы пойдем снова в гости к Леонардо.

Я и не подозревала, какие чудеса мне предстояло там увидеть..

P.S. В добавление к теме Леонардовской «Тайной вечери»…

Многие художники писали сцену последнего ужина Христа.

Вот два полотна, которые мне очень нравятся

 

Прогулки по Милану - день третий

Никола Пуссен ( Nicolas Poussin), 1647

 

Прогулки по Милану - день третий

Якопо Бассано (Jacopo Bassano) 1542

Снова улочки Милана

 

 

 

Останки базилики S.Giovani in Conca

 

Базилика DI SANTA MARIA PRESSO SAN SATIRO

 

Читайте продолжение Прогулки по Милану день четвертый

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

13 комментариев к записи “Прогулки по Милану — день третий”

  1. Елена Картавцева:

    Леночка, я уже соскучилась по твоим путешествиям по Италии, а тут, смотрю, огоромнейшая статья с кучей фото. Замечательно, что тебе повезло увидеть «Тайную вечерю». Я и не знала (вот, темнота!), что это творение Леонардо написал на стене, а не на холсте. Действительно, чудо, что оно дожило до наших времен.
    Каждый раз смотрю на фото убранств церквей изнутри и восторгаюсь красотой.
    Современное искусство меня как-то не «зацепило», но может я чего-то не понимаю?
    С нетерпением жду продолжения статьи после посещения музея Леонардо да Винчи.

    [Ответить]

  2. Наталия Хоробрых:

    Сколько же в нашем мире красот и чудес! А Италия — это огромный кладезь истории, живописи, архитектуры…

    [Ответить]

  3. Элина:

    Спасибо большое за столь красочную, полезную и познавательную информацию. Обязательно возьму себе на заметку, что посещение трапезной монастыря церкви Санта-Мария делле Грацие осуществляется только по предварительной записи, и контакты конечно же тоже пригодятся.

    [Ответить]

  4. Наталья:

    Спасибо за такую экскурсию, очень интересно и потрясающе красиво.

    [Ответить]

  5. Евгения:

    Рассказ восхщает, фотографии зачаровывают. Спасибо, Елена, за замечательную экскурсию по Милану.

    [Ответить]

  6. Наталья:

    Лена, стольк интеренсных фактов и примечательных мест вы нам открыли, с удовольствием прогулялась с вами по Милану. Спасибо тем людям, кто пытался спасти шедевры Леонардо, мы могли и не увидеть их после стольких печальных событий.

    [Ответить]

  7. Ylga:

    Лена, как давно я не заходила к Вам на сайт и сегодня получила огромное удовольствие прогулявшись еще раз по Милану. Ваше описание подкупает манерой повествования, включающей личное отношение к тому, что Вы сама любите. И поэтому невозможно не влюбится в эти прекрасные, которые в с таким вдохновением и мастерством описываете.

    [Ответить]

  8. Галина:

    Леночка, спасибо за красоту и такую шикарную прогулку. Сразу невольно возникло желание побывать в Милане. И вообще безумно хочу посетить Италию.

    [Ответить]

  9. Наташа:

    Елена, благодаря Вам, все три дня с превеликим удовольствием знакомилась с Миланом. Впечатлений море. Считала, что Милан — современный город, где одни магазины, а из достопримечательностей только Миланский собор и Ла Скала (где хотелось бы побывать). Ваши статьи развеяли такие представления невежды.

    [Ответить]

  10. Александра:

    Елена, спасибо! А где же продолжение?) Собрались с дочерью к миланским друзьям, которые хотят, чтобы по городу их водила я! А в прошлый приезд мы остановились на том же месте, что и «Ваши статьи»))) Сайт Ваш восхитительный! Он не предусматривает «обратной связи» или я просто не нашла? Спасибо.

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Александра, продолжения написаны, проблема с музыкой к ролику о Леонардо да Винчи, ютуб зверствует. Не думала, что кому-то так понадобится продолжение » Прогулок…»:-) Придётся ставить статьи с фотографиями, без ролика.Спасибо вам 🙂

    [Ответить]

  11. Александра:

    Спасибо, Елена! А с Вами можно как-то связаться лично? Мы тут вот все лето не так далеко, в Римини, знаем Вашу деревню, там рядом дивный Скайпарк)Мы много, много, что знаем. Я написала путеводитель про Римини, издался он тоже в Римини, в Москве не заценили) Спасибо Вам, прекрасный сайт, часто его читаю.

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Александра, у меня тоже написан путеводитель, называется «Впервые в Римини».
    Скоро поставлю на сайте.

    [Ответить]

Оставить комментарий