Арнальдо Помодоро

arnaldopomodoro

Арнальдо Помодоро

Для меня Италия всегда ассоциировалась с такими именами, как Микеланжело и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Тициан, Караваджо…Этот ряд можно продолжать до бесконечности.

Понадобилось много времени, чтобы среди Cтолпов рассмотреть другие имена, новые. Этой статьей я открываю публикации о современных итальянских художниках и скульпторах.

«Наваждение каждого истинного скульптора это пустота… »

Из письма Gio Pomodoro скульптору Bruce Beasley, 10 марта 1998 года.

(« L’ossessione di ogni vero scultore è il vuoto…. »

Giò Pomodoro, Lettera allo scultore Bruce Beasley, 10 maggio 1998. )

Их было два брата Pomodoro, старший Арнальдо и младший Джио (Arnoldo и Giò Pomodoro), два наших современника, два итальянских скульптора, работавших каждый в своей узнаваемой манере. Тем не менее, обыватели их постоянно путали и путают. Знаменитые сферы, созданные старшим Арнальдо, приписывают его младшему, ныне уже покойному брату Джио. А Арнальдо Помодоро жив и здоров, и продолжает творить в своей миланской мастерской, несмотря на 87 лет .

Впервые увидев его Большой диск (Grande disco) на площади Меда в центре Милана (piazza Meda, Milano), я ничего не поняла. Огромный, нестерпимо бликующий на солнце, плоский бронзовый диск вызвал неприятные ассоциации с оголенными деснами и торчащими зубами. В попытках сделать фото, я искала ракурс и вдруг поймала себя на мысли, что диск напоминает приземлившуюся на ребро летающую тарелку.

Как выяснилось позже, в момент установки в 1973 году Большой диск был снабжен поворотным механизмом, и его мгновенно полюбили миланские мальчишки. Но то ли механизм не выдержал нагрузки, то ли появились опасения за безопасность детей, но его убрали, и тарелка застыла навсегда.

disco-pomodoro-Milano

Большой диск (Grande disco) в Милане (piazza Meda, Milano), Арнальдо Помодоро

Вторая работа попалась на глаза в городе Пезаро (Pesaro) на небольшой площади Свободы (piazzale della Liberta).

Идеально ровная блестящая сфера напоминала упавший из космоса спутник. Если сделать несколько шагов по периметру основания, на гладкой полированной поверхности вдруг обнаруживаются рваные края, словно со сферы частями слезла «шкура», когда она неслась через земную атмосферу, и на всеобщее обозрение явилось механические нутро, напоминающее внутренность открытого рояля. Если смотреть на нее некоторое время, начинает казаться, что сфера вибрирует, такое напряжение исходит из ее открытой раны.

sfera-arnaldo-pomodoro-v-pesaro

Сфера Арнальдо Помодоро, г.Пезаро

Заинтригованная, я полезла в интернет, чтобы познакомиться с автором таких своеобразных скульптур. Читая материалы и просматривая фотографии, я наткнулась на снимки, сделанные в Соборе Святого Иоанна Богослова в Милуоки, штат Висконсин. Арнальдо Помодоро в соавторстве с Джузеппе Мараниело (Guseppe Marinielo) создали потрясающую работу — распятый Христос словно парит в воздухе под огромным терновым венцом. Эту скульптуру я бы очень хотела увидеть воочию.

Не могла выбрать одну из двух понравившихся фотографий, поэтому ставлю обе.*

corona-arnaldo-pomodoro-v-miluoki

Собор Святого Иоанна Богослова в Милуоки, штат Висконсин. Арнальдо Помодоро и Джузеппе Мараниело

 

carona-arnaldo-pomodoro-v-miluoki-1

Арнальдо Помодоро считается одним из величайших скульпторов современности, его творчество знают и ценят во всем мире.

В 1989 году во время визита Михаила Горбачева в Италию премьер-министр Джулио Андреотти преподнес ему от лица итальянского народа скульптуру «Солнечный диск» в знак восхищения переменами, происходящими в Советском Союзе. Сам автор принимал участие в ее установке перед столичным Домом Молодежи. Однако позже она была перемещена во двор Московского музея современного искусства, ибо в стране начался период охоты за цветными металлами, а практически все свои скульптуры Помодоро отливает из бронзы.

Solnechni-disk-arnaldo-pomodoro-mosckva

Солнечный диск, Арнальдо Помодоро. Москва.

Работы скульптора можно увидеть не только по всей Италии, но и на площади перед зданием ООН в Нью-Йорке, в Лос-Анжелесе, Токио, Дублине, перед Королевским дворцом в Копенгагене. Cамой достойной оценкой творчества, на мой взгляд, является установка его «Сферы в сфере» перед Ватиканом. Как известно, в запасниках Ватикана хранятся только шедевры, поэтому установка скульптуры в таком месте говорит об очень многом.

sfera-v-sfer-Vatican-Arnaldo-Pomodoro

Сфера в сфере, Арнальдо Помодоро. Ватикан

 

Sfera-v-sfere-Vatican-Arnaldo-Pomodoro

Сфера в сфере, Arnaldo Pomodoro. Ватикан, двор Сосновой Шишки.

Детища Помодоро впечатляют размерами, ведь каждая весит по нескольку тонн. Когда их начинаешь рассматривать в совокупности, все эти пирамиды, сферы, конусы, появляется чувство, что это осколки инопланетных кораблей или звезд, упавших к нам на землю. Они словно взорваны изнутри и продолжают излучать космическую энергию.

Родился скульптор в Морчиано ди Романья (Morciano di Romagna) в 1926 году в крайне религиозной, по его словам, семье с сильным матриархальным началом. И этой религией был социализм. Наиболее «верующей» была бабушка, а в доме, где вырос Помодоро, над камином висело Распятие вместе с портретами Гарибальди*, Мадзини* и Кавур*.

*Джузеппе Гарибальди-национальный герой, боровшийся за объединение Италии в единое государство.

*Джузеппе Мадзини-итальянский общественный деятель, основатель движения движение «Молодая Италия».

*Бенсо ди Кавур-итальянский государственный деятель, первый премьер-министр Италии. Он сыграл исключительную роль в объединении Италии под властью монарха Сардинии.

Помимо Арнальдо в семье были младший брат Джоржио (Джио) и сестра Тереза. Во всех интервью скульптор подчеркивает, что добился в этой жизни всего благодаря поддержке своих родных. «Я защищен людьми, которые любят меня».

Его путь в искусстве не был прямым.
Вначале Помодоро выучился на геодезиста. А затем увлекся ювелирным делом. В скульптуре на него оказали огромное влияние русский конструктивист В.Татлин. Своим учителем он в первую очередь считал французского скульптора румынского происхождения Константина Бранкузи, сотоварища Пикассо, Модильяни, Шагала, ярчайшего представителя модернизма в авангардном искусстве XX века.

Он говорил о том, как его потрясла «Герника» Пикассо на выставке в 1952 году в Королевском дворце. «Таких гениев как Пикассо, в искусстве единицы».
«Сразу после войны, в свободное время, я принимал участие в работах по реконструкции знаменитой «готской линии»*, которая была сильно разрушена бомбардировками. Это был способ, чтобы развеять некоторые из моих тревог, сомнений, неуверенности в жизни.»(Arnaldo Pomodoro)

*Готская линия-оборонительный рубеж немецких войск в Северной Италии во Второй Мировой войне, проходящий по юго-западным скатам  Аппенин до побережья Адриатики.

В своих многочисленных путешествиях по миру он всерьез увлекся древнеегипетской и наскальной письменностью.

«Примитивные рисунки и символы древних религий я воспринимаю как своеобразные граффити прошедших веков. Свое первое колесо я изготовил под впечатлением ацтекского календаря, поразившего меня в Мексике. На моих колоннах видны видоизмененные древние иероглифы — следы путешествий по Египту».(Arnaldo Pomodoro).

С юношеских лет Арнальдо Помодоро дружил с Федерико Феллини. В 1990г. в Токио им обоим вручали аналог Нобелевской премии за достижения в области искусств-императорскую премию, Помодоро-за скульптуру, Феллини-за кино и театр.

Именно Арнольдо Помодоро муниципалитет Римини поручил создать надгробие для великого режиссера после его смерти. Монумент «Барка» в виде корабельного носа в память бессмертной ленты Феллини «И корабль плывет…» был отправлен в вечное плаванье. Там же похоронены жена Феллини, гениальная Джульетта Мазина, и их единственный сын, умерший через две недели после рождения.

Fellini-Masina

Федерико Феллини и Джульетта Мазина

 

barca-Pomodoro-a Rimini

Barca, Арнальдо Помодоро. Римини

Небольшая галерея работ скульптора

triade_Lugano

«Триада» Арнальдо Помодоро, г.Лугано (Швейцария)

 

papirus-Darmshtadt-Arnaldo Pomodoro

Папирус, Арнальдо Помодоро, Дармштадт

 

Sfera-v-sfere-Biblioteca-Berkeley

Сфера в сфере, Арнальдо Помодоро,  университет Дублина. Библиотека Berkeley.

 

sfera-san-leo-a Parigi-Arnaldo-Pomodoro

Сфера San Leo, Арнальдо Помодоро. Париж

 

strela-arnaldo-pomodoro-v-Parige

Стрела. Aрнальдо Помодоро. Париж

 

arca-v-Tivoli-piazza-Garibaldi

Арка, Aрнальдо Помодоро, Тиволи

 

colonna-viaggiatore_arnaldo-pomodoro

Колонна путешественников, Арнальдо Помидоро

 

colonna-viaggiatore-arnaldo-pomodoro

Фрагмент колонны путешественников

 

cono_tronco_arnaldo-pomodoro

Cono tronco, Арнальдо Помодоро

 

Frascati-Banca-Italia-Centro Donato Manichella

Банк Италии, Арнальдо Помидоро, Фраскати

 

Sfere-arnaldo-pomodoro

Сферы Арнальдо Помидоро, Лугано

 

dver-dvoinaia-arnaldo-pomodoro

Двойная дверь, Арнальдо Помидоро, Лугано

 

stelli-a-Lugano

Stelle, Арнальдо Помидоро, Лугано

 

scettri_5

Скипетры, Арнальдо Помидоро, Лугано

 

scettri_

 

Arnaldo-Pomodoro-za-rabotoi

За работой

 

sfera-arnaldo-pomodoro-New-York-museo-Guggenhelm

Арнальдо Помодоро, Музей искусства Гуггенхайма, Нью Йорк

Отношении в Италии к произведениям Арнальдо Помодоро разное. Кто-то восхищается и с удовольствием рассуждает о новаторстве в творчестве, а кто-то сделал неожиданное видео..:-)

*Фотографии взяты с официального сайта Арнальдо Помодоро ( www.arnaldopomodoro.it  и www.georgehunka.com/diary/in-old-milwaukee.)

Джио Помодоро

Gio Pomodoro

Младший брат Арнальдо Джио Помодоро (1930-2002 год)-известный скульптор, гравер, ювелир и дизайнер, внесший значительный вклад в искусство 20-го столетия.

Он работал с металлом, камнем, мрамором.

Его работы можно увидеть в аэропорту Мальпенса в Милане (Malpensa, Milano), скульптуру «Свергнутое солнце»-в Орчано-ди -Пезаро (Orciao di Pesaro) на месте дома, где родился Джио. Его «Спираль Галилео Галилея», изготовленная к 400-летию со дня рождения великого ученого, стала символом Университета в Падуе (Scuola Galileiana di Studi Superiori dell’Università di Padova).

Его работы представлены в государственных и частных коллекциях: в Национальной галерее современного искусства в Риме (Galleria Nazionale d’Arte Moderna, Roma), музее XX  Милан (Museo del Novecento a Milano), в коллекции Рокфеллера Нью-Йорке, в галерее «L’Hirshorn Museum and Sculpture Garden» di Washington. В музеях Мексики, Тель Авива, в Саудовской Аравии.

Последней работой скульптора было участие в Венецианском биеннале в 1984 году. Потом инсульт.

Работать он больше не мог, но еще долго жил в своем доме в пригороде Милана в Querceta.

«Мое последнее желание умереть в студии среди моих работ…» (“Il mio ultimo desiderio è morire tra la mia arte»). Бог его услышал. 22 декабря 2002 года Джио Помодоро скончался в своей студии в Милане.

P.S. Мне пока не довелось увидеть его работы «вживую». И я не помню его «Спираль» в аэропорту Мальпенса, хотя неоднократно улетала оттуда. Все фотографии его работ взяты в интернете.

Некоторые из работ Джио Помодоро

svergnutor-solnze-gio-pomodoro

«Свергнутое солнце», Джио Помодоро. Установлена на месте, где стоял дом художника

 

arco- bronzo-lucido-Gio-Pomodoro,Taormina

Бронзовая арка, Джио Помодоро, Таормина

 

Sole-deposto-Gio-Pomodoro-Malpensa-Milan

Спираль, Джио Помодоро, аэропорт Мальпенса, Милан

 

Gio-Pomodoro-Grandi-Contatti-Spirale, Taormina-1

Джио Помодоро, Таормина

 

Gio-Pomodoro-Gran-Contatti-Spirale, Taormina

Rрупный план

 

kvadrat-Gio-Pomodoro-Taormina

Квадрат, Джио Помодоро,Таормина

 

Spirale-di-Universita-di-Padova

«Спираль» Галилео Галелея, Джио Помодоро. Университет Падуи

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

16 комментариев к записи “Арнальдо Помодоро”

  1. Елена Картавцева:

    Лена, было бы ложью с моей стороны, если бы я стала восторгаться искусством братьев Помодоро. Да, необычно, но отзвука в моей душе не произошло. Возможно, я просто не доросла до такого высокого искусства. В любом случае, интересно было посмотреть на то, что во всем мире считается гениальными творениями.

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Леночка, мы ведь все разные к счастью. Есть стереотипы в восприятии, и с ними можно (и нужно) бороться, только узнавая что-то новое. Для того и жизнь нам дана 🙂

    [Ответить]

  2. Елена Метелева:

    Очень своеобразно и производит впечатление. Есть в этих работах что-то неземное, как будто скрытая мощная энергия рвется наружу. Ощущения рождаются несколько тревожные…

    [Ответить]

  3. Ylga (Галина):

    Современное искусство многими воспринимается как нечто примитивное, типа: «И я так могу нагромоздить кубы и другие фигуры!». Да, нагромоздить можно, но такой мощи и энергии, от которой захватывает дух не будет.

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Очень точные слова, Галина!

    [Ответить]

  4. Людмила Сатретдинова:

    Современную скульптуру Италии к великому сожалению не не лицезрела, но то, что увидела на Ваших фотографиях меня поразило. Складывается такое впечатление, что как бы обломки инопланетных кораблей, с обожённой кое-где внешней оболочкой, разбросаны по разным уголкам мира.А внутри просматриваются какие-то неземные механизмы.

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    У мня такое же чувство, Людмила.

    [Ответить]

  5. Brisco Tanya:

    С Новым годом, Елена! Здоровья и благополучия Вам и Вашим близким! Пусть в 2016 году сбудутся все самые заветные мечты!
    На меня эти фото несколько двоякое впечатление производят. Я согласна и с Еленой Картавцевой, и с Людмилой Сатретдиновой. Наверное, чтобы понять, как на такое искусство откликнется душа, нужно увидеть все своими глазами. Я очень люблю Италию. Надо будет включить современное искусство в программу следующего визита.

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    С Новым годом, Татьяна!
    Классическое искусство легко воспринимается, его легко любить, будь то живопись или скульптура, ведь зачастую главным критерием считается «похожесть» или узнаваемость. Современное искусство с одной стороны сложно, но тем и хорошо, что позволяет найти истинно «твое», то, на что, как вы говорите «откликнется душа». Но для этого нужно потрудиться, перешагнуть через какие-то свои стереотипы, быть готовым увидеть и воспринять новое.
    Безусловно живое видение может полностью изменить впечатление. У меня так произошло с Модильяни.
    Я категорически не воспринимала его работы, рассматривая копии и альбомы с репродукциями, пока не попала на его выставку в Милане.
    Оказалось, что его работы дышат, невероятные линии рисунка рассказывают о человеке ВСЕ…
    Это было настоящее открытие.
    Желаю вам таких же..

    [Ответить]

  6. Наталья:

    Ого!! А я видела арку в Тиволи!! И еще где-то видела его сферу, наподобие пезарской. Но вот уже не помню где. Очень интересные работы! А в Монако есть похожий зеркальный шар перед казино. Интересно, может тоже он?

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Точно не скажу, Наташа, но, похоже что не его работа.

    [Ответить]

  7. Tamara:

    Спасибо, Леночка, за очень интересный пост!
    Для мены имена этих братьев, современных скульпторов Италии новы и потому было интересно познакомиться с их работами. У меня сложилось впечатление, что некоторые работы невозможно оценить по фотографиям, поскольку сами скульптуры не просто объёмны, но отдельные детали обладают разной фактурой и потому важно видеть игру света и теней, что может дать толчок к иному восприятию и натолкнуть на иные ассоциации, чем при первом впечатлении.
    Да, современное искусство неоднозначно и не всегда просто воспринимается нами. Нам легче любоваться тем, что ваяет мастер-реалист, нежели современный художник-концептуалист. Однако искусство тем и интересно, что многозначно,
    Мне ближе то, что имеет сферическую форму, нежели острые углы. (хотя современная жизнь скорее может быть представлена через острые углы. Любопытна работа «Папирус» и «Триада».
    Благодарю за интересную информацию!
    Пусть Новый год принесёт мир и процветание прекрасной Италии и всем вам, жителям этой удивительной страны!

    [Ответить]

  8. татьяна:

    Добрый день, Елена! хотелось бы опубликовать эту статью в моем журнале. вы знаете его? http://issuu.com/ozero_komo_6

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Татьяна, спасибо за предложение. Против публикации я не возражаю.

    [Ответить]

  9. екатерина:

    спасибо,Елена!очень радуюсь новым публикациям!честно говоря увидев в Ватикане сферу Помодоро(это теперь я знаю чьих рук сие творение)подумала,что она там(простите ради Бога)ну совсем как-то не в тему!!!а оказывается она еще и не в одном экзепляре,да по всему миру!!очень впечатлило!действительно,все это очень ассациируется с какой-то другой-неземной цивилизацией!

    [Ответить]

    Елена Иванова Reply:

    Да, открытия бывают иногда очень неожиданными, Катя!

    [Ответить]

Оставить комментарий